Содержание книги

13. От идеи до модели. В.А. Заворотов. Москва издательство «Просвещение» 1988 г.
6.79 Мb rar (djvu) Скачать книгу

Техническое творчество молодёжи. В книге приведены конструкции, которые легко изготовить в домашних условиях.

От автора Дорогие друзья, юные любители техники! Открывая эту книгу, вы вступаете в мир техники. Современная техника... Только на протяжении одного поколения стало обыденным и привычным то, что еще в начале нынешнего века казалось мечтой, плодом безудержной фантазии Герберта Уэллса, Жюля Верна, Алексея Толстого. Эти достижения мы видим, ими пользуемся, они облегчают наш быт. В то же время, чем выше достижения науки и техники, тем больше появляется идей и предложений о дальнейшем их развитии и возможностей осуществления этих целей. А это зависит от знаний, инициативы, творческих начал, энергии советских людей и в немалой степени советской молодежи. Ведь ей придется перенять у старшего поколения их опыт и самим приложить все свои силы для новых успехов в развитии хозяйства, в движении к коммунизму.

Ускоренное развитие современной техники не могло не отразиться на науке, открывающей новые возможности ее применения и совершенствования. Прогресс науки и техники в соединении с преимуществами нашей социалистической системы хозяйства — залог роста производства, повышения уровня жизни народа, образования и культуры. Коммунистическая партия Советского Союза всегда придавала огромное значение научно-техническому прогрессу. Вы знаете, какая грандиозная программа дальнейшего развития народного хозяйства нашей страны на двенадцатую пятилетку и на период до 2000 года была принята XXVII съездом КПСС. В числе основных задач, поставленных партией перед советским народом, следует прежде всего отметить коренную перестройку всего хозяйства, дальнейшее ускорение научно-технического прогресса, направленного на повышение эффективности общественного производства, достижение высокой производительности труда. На основе использования завоеваний науки и техники будут, например, широко развиваться производство промышленных роботов, создаваться автоматизированные цеха и заводы, многофункциональные машины и оборудование, а также новые виды транспортных средств с высокой проходимостью, обеспечивающие существенное сокращение расхода топлива и выбросов вредных веществ. Претворять величественные планы партии в жизнь будете и вы, сегодняшние школьники.

Но пока вы еще учитесь в школе, никто не доверит вам сборку судов на подводных крыльях, разработку чертежей аппарата на воздушной подушке, управление мощным вездеходом или реактивным лайнером. И прежде всего потому, что каждый из видов упомянутых работ требует специальных знаний, жизненного опыта. Однако испытать себя в роли слесаря-сборщика, пилота или конструктора Вы можете уже сейчас, если своими руками от начала и до конца сконструируете, соберете и испытаете хотя бы одну из тех моделей, о которых рассказано в этой книге. Значение такой работы в формировании личных качеств и трудового становления чрезвычайно велико и многогранно. И прежде всего потому, что она поможет вам развить такие качества советского человека, как уважение и любовь к труду, пытливость, целеустремленность, волю, умение самостоятельно добывать и осваивать новые знания, стремление принести реальную пользу обществу.

Когда говорят о научно-техническом творчестве взрослых, то под этим понимают своеобразный «мост» от науки к производству, позволяющий осваивать достижения науки, внедрять их в практику и в результате получать определенный экономический эффект. Техническое творчество подростков, ваших сверстников, по этой же аналогии — «мост» от знаний, полученных в школе, к знаниям специальным, производственным, к техническому опыту, к профессии. Этот путь к вершинам современной науки и техники прошли многие выдающиеся конструкторы, изобретатели, ученые. Вот только один пример. Б. Е. Патон, Герой Социалистического Труда, президент Академии наук Украины, начинал свой путь в техническом кружке Киевской станции юных техников. Он вспоминает: — Вскоре я столкнулся с истиной, которая была для меня настоящим открытием. Я хочу подчеркнуть — важным открытием... Дали мне описание, схему, и я очень быстро сделал действующую модель. А вот удовлетворения не почувствовал. Я тогда не смог объяснить, чего мне недостает, почему работа не приносит радости. Но руководитель понял меня: «Попробуй внести в эту модель что-то свое». И я начал думать. Много читал, советовался с руководителем кружка, десятки раз переделывал схему. Это меня захватило. И когда моя, действительно моя, а не такая, какие десятки раз делали до меня, модель начала работать, я почувствовал настоящее наслаждение. Так я познакомился с неповторимым чувством радости, рожденным творчеством. И мне его никогда не забыть.

Чувство радости, рожденное творчеством! О нем непременно скажет каждый, кто хотя бы однажды воплотил в реальность собственный замысел. Творчество — мощный стимул технического прогресса, и каждый из вас должен постоянно помнить об этом. Как часто от учеников средних классов можно услышать: в свободное время, мол, скучно, нечем заняться. Хороших моделей, неожиданных и надолго увлекающих технических игрушек в магазинах не купишь. Те же, что продаются, не всегда интересны, на второй-третий день уже забываются — в них нет игрового момента, творческого начала. Дело можно поправить, если самому взяться за изготовление... Только вот какой модели? Конечно же, какой-нибудь особенной. А где взять такую модель? Где на нее можно посмотреть? Что ж, это не беда. Взять идею и воплотить ее в модель, а тем самым попробовать свои силы, развить творческую смекалку можно, если внимательно прочитать эту книгу. В ней собрано несколько десятков экспериментальных моделей, многие из которых еще никто не делал — разве что сами авторы-изобретатели. Идеи моделей подобраны по отечественным и зарубежным патентным публикациям и уже предлагались читателям журнала «Юный техник». Напоминая слова Б. Е. Патона, предостерегаем вас от слепого копирования того или иного изделия по готовым шаблонам, разверткам и описанию. Гораздо приятнее видеть в моделях, сделанных своими руками, какой-то элемент нового, пусть даже это новшество и невелико. Здесь очень важен первый толчок, начальная идея, которая дальше будет обрастать, как снежный ком, новыми идеями, предложениями, задумками. Вот почему, открывая эту книгу, мы приглашаем вас поработать руками и головой. Модели придется не просто сделать, но и испытать. Много трудностей предстоит вам преодолеть, прежде чем модель получится совершенной и красивой. Ведь для этого нужно увязать многие размеры, досконально разобраться и использовать в выгодную сторону те или иные физические закономерности, отработать технологию и многое другое. Технология изготовления практически всех моделей довольно проста и в большинстве случаев не предусматривает обработки деталей на станке, прессования или штамповки, сложной доводки и полирования. Это позволит вам мастерить понравившиеся модели в домашних условиях. Однако не советуем вам пренебрегать работой в коллективах ваших сверстников. Дворцы пионеров и школьников, станции и клубы юных техников, школьные кружки широко открывают двери для всех желающих. Там вы всегда получите ответы на интересующие вопросы, консультации по различным направлениям технического творчества, квалифицированную помощь. Более того, там можно провести интересные соревнования с изготовленными моделями, обсудить качество их изготовления, обменяться опытом с такими же любителями техники.

И последний совет — взяв в руки книгу, смело действуйте, независимо от того, сколько вам исполнилось лет. Всегда помните слова академика А. Ф. Иоффе: «Чтобы не остаться позади, есть только одно средство — идти вперед!»

Итак, смелее беритесь за дело, дорогие друзья! И если изготовленные вами конструкции начали двигаться, если вы получили радость от своего труда, научились разбираться в материалах и работать простейшими инструментами,— можно считать, что книга выполнила свою задачу. Вслед за первым успехом наверняка последуют и другие. И тогда вы заметите, что и учиться в школе стало гораздо легче, ведь вместе с азами технического творчества расширился ваш кругозор, быстрее познается то, что очень трудно дается без практики.

Остается пожелать, что ознакомление с книгой привьет вам стойкий интерес к технике и заложит основы стремления к более глубокому ее изучению, а быть может — к выбору будущей профессии. Итак, в путешествие... Доброго вам пути в необъятный мир техники.

Содержание

От автора...........        3
I. Авиация на привязи.....       б
Немного теории........        —
Бумажные птички.......          8
Плоские змеи.........        10
Змей с дельтакрылом......        12
Змей «Чайка».........        13
Коробчатые   змеи.......        15
Змеи с диффузорами......         17
Змеи по принципу АВП.....         19
Змей-парашют........        —
Змей-диск..........        21
Надувные змеи........        22
Змеи-вертушки........        24
Еще  один  змей-вертушка   ....        27
Змей-вертолет........        29
Змей-автожир........        32
Змей    Магнуса........        34
Моталка..........       39
Воздушный почтальон......       42
II. В свободном полете.....      44
Игрушки,  которые Летают ....         —
Планеры или самолеты из спичек -    .         46
Ракеты без порола.......         50
Стартовая пневматическая установка...........52
Планер со сменными крыльями .    .         54
Модели с воздушным шариком ...         55 
Модели: летающее крыло, стриж
и   другие..........         57
Модели с объемным фюзеляжем .    ,         60
Бумажный планер.......         62
Истребитель, взлетающий с катапульты........... 65
Модели вертолетов.......         —
Еще  одна  модель  вертолета  ...         69
Самолеты из пенопласта .....         71
Несколько слов о полете бумеранга .         75
Как изготовить бумеранг.....         76
Несколько конструкций бумерангов .         77
Модель вертикального взлета ...         80
Камбалолет.........         81
Махолет..........        83
III. Ничего нет проще колеса .   .    
На крыльях, но по земле.....         —
Модель шагохода.......        90
Оленеход    '..........        92
Черепахоход.........        94
Спортивный автомобиль.....        96
Виброходы.........        99
Управление виброходом по световому  лучу.........103
Тележка-кибер........       104
Моделью управляет воздух ....       105
Ролик задает маршрут......       109
Автомодель с механической «памятью»  ........... 2
Из катушек и спичечных коробков .       114
Мотор-колесо........       117
Вездеход с тарельчатым движителем     ...........120
Вездеход  на  пластинах.....       122
Вездеход-амфибия.......       124
Аэромобиль-глиссер  .....       125
IV.   На воде и под водой ....          127
Гидрошасси.........
Па рус-двигатель........        128
Лодка с ластами........        129
Модель судна с реэиномотором.    .    .        132
Катамаран с ветродвигателем ...        134
Паруса  и лопасть.......         135
Волновые движители......        137
Водометный  движитель.....        140
__Модель ротативного судна ....        141
Модель роторного катамарана .    .    .  143
Движитель на эффекте «X» ....        '47
Модель с пузырьковым движителем .        
Вместо винта — полусфера ....        149
Плавник  вместо   винта.....        150
Подводная  лодка   с  автоматом
глубины..........        15*
Послушная   торпеда......        155


Для получения паролей на архивы книг и др. материалов обращаться:
vokb-la@yandex.ru
По вопросам обмена материалами обращаться:
elected_kb@mail.ru

Обсудить литературу на форуме...

Здесь может быть Ваша реклама!

реклама:

реклама!

cтатистика:






ВОКБ ЛА "Кукушка" | о нас | магазин | гостевая | форум | библиотека | рассылка | авиа симуляторы
soft | рефераты | фото галерея | архив | реклама | контакты | ссылки
авиация | конструкции | компоновка | проектирование | двигатели | приборы | материаловедение | лётные испытания