Содержание книги

17. Туполев. Кербер Л.Л. С-Пб.: Политехника, 1999. – 339 с.: ил
13.3 Мb rar (djvu) Скачать книгу: 1 2

Эта интереснейшая книга – воспоминание о выдающемся авиаконструкторе Андрее Николаевиче Туполеве. О человеке, помогавшем Н.Е. Жуковскому исследовать проблемы аэро- и гидродинамики, прошедшем столько испытаний, но не сломившимся и создавшем вместе со своим КБ более 100 типов военных и гражданских самолётов, среди которых АНТ-25, Ту104 (первый реактивный самолёт), Ту-114, Ту-144 (сверхзвуковой пассажирский). На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, 28 уникальных перелётов с экипажами В. Чкалова и М. Громова, в том числе через северный полюс в США. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

От автора

Нас не то, что мало осталось, нас почти уже нет. Из беседы в лагере двух заключенных ученых Предлагаемые вниманию читателей воспоминания об одном из крупнейших авиаконструкторов XX века — А. Н. Туполеве — не вместились в чисто биографические рамки. Благодаря одаренности и широте интересов он не только разрабатывал и создавал конструкции новых самолетов, но и успевал помогать Н. Е. Жуковскому исследовать проблемы аэро- и гидродинамики в ЦАГИ, Г. К. Орджоникидзе — реорганизовывать, а точнее — развертывать авиационную промышленность страны.

Пройти мимо этих сторон его деятельности я не смог, точно так же, как и не сумел обойти молчанием кропотливый труд Туполева по выбору и подбору сотрудников своего конструкторского бюро. Он привлекал специалистов из самых различных областей. Именно в его КБ наряду с «чистыми» самолетостроителями — специалистами по строительной механике, по прочности конструкций, по авиационным двигателям, появились несколько необычные до того времени специалисты по приборам, радиосвязи, электромеханике и другим смежным дисциплинам. Среди них оказался и я.

Вероятно, следует объяснить, откуда и как я попал в самую гущу авиационных событий и как в конце концов оказался заместителем у Туполева. Я происходил из чуждого Октябрю класса. Отец был морским офицером и закончил жизнь вице-адмиралом. Вскоре после Октября его жену вместе с нами, его детьми, выселили из столицы. Мы перебрались к сестре нашей матери в г. Лугу. Надо было существовать, и я поступил на Лужский артполигон телефонистом. Вскоре из работников полигона сформировали артчасти XI Петроградской дивизии, которую впоследствии отправили на фронт. После боев с белопо-ляками нашу дивизию расквартировали в Петрограде. Весной 1921 года кронштадтские матросы подняли восстание против коммунистической диктатуры. 32-ю бригаду нашей дизизии бросили на штурм крепости. Телефонисты тянули линии связи из деревни Мартышкино по льду в крепость. Похоронив павших красноармейцев и множество расстрелянных матросов, мы вернулись в город. Я демобилизовался и уехал к брату В. Л. Кербер-Корвину в г. Таганрог, где он служил на авиазаводе.

В 1922 году инженеры таганрогского завода М. М. Шишмарев, Н. Г. Михельсон и о- Л. Кербер-Корвин заняли первое место на конкурсе проектов морского истребителя. Для постройки этого самолета их вызвали в Москву. Поселились мы возле Ходынского аэродрома, где я и начал работать по установке радиоаппаратуры на самолетах и отработке радиосвязи. В начале 30-х годов в ЦАГИ проектировали самолет АНТ-25 для завоевания мирового рекорда дальности беспосадочного полета. Для него Штаб дальних перелетов (Орджоникидзе, Ворошилов, Алкснис) на заводе Морзе (ныне «Темп») заказал радиостанцию. Ее и поручили испытать мне в перелете до Читы на самолете

ТБ-1 (летчик Городилов). Испытания прошли отлично, и главный конструктор Туполев пожелал детально ознакомиться с нами. Тогда впервые я и встретился с этим выдающимся человеком. Вскоре после этого мне поручили установить на бомбардировщиках ТБ-3 радиопеленгаторы. Напряженная обстановка на Дальнем Востоке не исключала конфликта с Японией, а летать над морем без средств радионавигации было невозможно. Занимаясь этой работой, я гонял, что авиаштурманы с радионавигацией не знакомы. У моряков же ею пользовались широко. Опираясь на труды Сакелари, профессора морской академии, я написал для авиационных штурманов работу *Самолетные средства радионавигации и их эксплоатация». Вернувшись в Москву, я был вторично вызван к Туполеву. Он высоко оценил проделанную работу, а мой труд распорядился напечатать. Это была первая в нашей стране публикация в области авиационной радионавигации. Весь тираж был закуплен ВВС для обучения штурманов. Вероятно, эти два удачно выполненных задания натолкнули его на мысль более широко использовать меня в работах своего ОКБ. Штаб перелетов привлек меня к обучению и инструктажу экипажей АНТ-25, готовившихся к перелету через полюс в США. Тут Я познакомился, а затем близко сошелся с их участниками — Г. Ф. Байдуковым и С. А. Данилиным.

Постепенно Туполев стал все чаще привлекать меня к обсуждению оборудования своих будущих машин. Я почувствовал себя в его окружении своим человеком. Пугало одно: отсутствие должного образования. Учиться в вузе мне, классово чуждому человеку, не давали. Следовало заняться самообразованием, что я и делал всю последующую жизнь. Параллельно с работой по АНТ-25 мне поручили заняться оборудованием самолета ДБА (Н-209) главного конструктора В. Ф. Болховитинова, на котором Леваневский с Кастанаевым готовили коммерческий перелет через Северный Полюс в Аляску. Один из помощников Болховитинова, отец моей жены профессор М. М. Шишмарев рекомендовал ему включить меня в экипаж радистом-радионавигатором.

Дружная работа с туполевским коллективом, подготовка к полету в Америку — все это рассыпалось 21 октября 1937 г., когда А. Н. Туполев был неожиданно арестован. Вскоре посадили в тюрьму и меня, и я оказался в Кулойлаге на лесозаготовках. Когда чекисты организовали вокруг Туполева спецтюрьму ЦКБ-29 НКВД для разработки новых боевых самолетов, он вытребовал меня вместе с другими авиаспециалистами из лагерей. Прибыв по этапу в Москву, я оказался в «шараге» в должности начальника конструкторской бригады оборудования.

Роль оборудования стремительно росла, и вскоре бригаду преобразовали в отдел. В 1952 году Туполев назначил меня своим заместителем по оборудованию самолетов. Проработал я в этой должности до 1968. Разработка оборудования всех его самолетов от АНТ-58 (Ту-2) до Ту-154 лежала на мне.

Об авторе и его книге

С Леонидом Львовичем Кербером я познакомился поздно, слишком поздно для того, чтобы я мог вновь и вновь наслаждаться беседами с этим удивительным человеком, в рассказах которого для меня было интересно все! Не лукавлю: действительно все!

А познакомила меня с ним туполевская «шарага», к счастью, в переносном смысле. Работая над жизнеописанием Сергея Павловича Королева, я узнал, что Леонид Львович был, по сути, его сокамерником, и летом 1988 года поспешил во 2-й Павловский переулок, где в стандартной 9-этажке на последнем этаже в окружении каких-то пыльных заводов и жил Кербер. Разумеется, мы говорили не только о Королеве и большую часть времени вовсе не о Королеве. О чем? О жизни вообще. А точнее, о жизни в авиации. Леонид Львович, как я совсем скоро убедился, не был «колуном». «Колунами* я про себя называл людей, выбирающих и осуществляющих некое одно дело и, как правило, всеми другими делами не особенно интересующихся. Колун предназначен для колки дров. Все! В отличие от топора, способного превращаться в подлинно универсальный инструмент. Так вот, Кербер был совсем не «колун», мы говорили о литературе, кино, журналистике, говорили о политике, в равной мере обоих нас огорчающей. И все-таки, с чего бы мы не начинали наши беседы: с перелетов через полюс, с горестной судьбы его сына или причин развала Советского Союза — в конце концов мы всегда «скатывались» в авиацию, и главным нашим героем неизменно становился Самолет.

Леонид Львович рассказывал мне о том, что он пишет книгу, и мы даже обсуждали с ним разные варианты ее издания в России. Но я всегда был убежден, что это будет книга о его собственной жизни, книга об отце-адмирале, которого смерть избавила от грядущих унижений сталинских лагерей, которые он вряд ли смог бы перенести (так говорил Леонид Львович). Книга о мальчике, на беду свою родившемся дворянином, перед которым новая власть, провозгласившая всем гражданам своим равные права, захлопнула двери всех высших учебных заведений. Книга о молодом радисте, которому его непролетарское происхождение сохранило жизнь: за несколько дней до вылета его по доносу сняли с перелета, в котором он должен был участвовать в составе экипажа Леваневского. К великому сожалению, самолет Леваневского вместе с экипажем бесследно исчез во льдах Северного Ледовитого океана. Ну и конечно, я был уверен, что это будет книга о Туполеве, но предполагал, что Туполев и его жизнь будут лишь фоном, на котором развернутся события долгой жизни автора. Короче, я думал, что это будет книга, как бы изнутри написанная, книга о судьбе талантливого интеллигента в переломную эпоху, в которой невозможно определить, сколько раз она «переламывалась». Я думал, что это будет книга, если не по языку и стилистике, то хотя бы по организации документального материала, которая напомнит пастернаковского «Доктора Живаго».

Список сокращений

АГОС — Авиация, гидроавиация, опытное самолетостроение — объединение отделов ЦАГИ
ВВС —Военно-Воздушные Силы
ВИАМ — Всесоюзный институт авиационных материалов
ВКП(б) — старое название коммунистической партии, позже КПСС
ВМС — Военно-Морские Силы
ВНИИКимаш — Всесоюзный научно-исследовательский институт кислородного машиностроения
ВПК — Военно-промышленная комиссия при Совете Министров СССР
ВСНХ — Высший совет народного хозяйства
ВЦИК — Всесоюзный центральный исполнительный комитет
ВЭИ — Всесоюзный электротехнический институт
ГВФ — Гражданский воздушный флот
ГИАП — Государственный институт азотной промышленности
Главкоавиа — Главное управление авиа-промэ
ГОСНИИГА — Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации
ГУАП — Главное управление авиационной промышленности
ГУЛАГ — Главное управление исправительно-трудовых лагерей
ИМТУ — Императорское московское техническое училище, после 1918 г. — МВТУ
КОМПАС — Комиссия по постройке аэросаней
КОСОС — Конструкторский отдел сектора опытного самолетостроения
КПЖ-30 — система подачи кислорода МАИ — Московский авиационный институт
МГУ — Московский государственный университет
Наркомздрав — Народный комиссариат здавоохранения
НКВД — Народный комиссариат внутренних дел
НКТП — Народный комиссариат тяжелой промышленности
ОКБ — Опытное конструкторское бюро
ОКДВА — Особая Краснознаменная Дальневосточная армия
ОСО — Особое совещание НКВД (.тройка*)
ОСОАВИАХИМ — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству
СНК — Совет народных комиссаров, позже Совет Министроа СССР
ХАИ — Харьковский авиационный институт
ЦАГИ — Центральный азрогидродинамический институт
ЦИАМ — Центральный институт авиационного моторостроения
ЦКБ — Центральное конструкторское бюро ЦРЛ — Центральная радиолаборатория
ЦИРЛ — Центральный институт радиолокации

Список литературы

1.   Журнал «Русское слово». — 1937. — № 10. — С. 4
2.   Туполев А. Н. Жизнь и деятельность. — Изд. отдел ЦАГИ им. 
Н. Е. Жуковского, 1989. — 405 с.
3.   Туполев А. Н. Грани дерзновенного творчества. 248 с.
М: Наука, 1988.—
4.    Кербер Л. Л., Технологические особенности электрооборудования 
самолета В-29//Самолетное оборудование. —1947. — № 8-9.
5.   Кербер Л. Л., Монтаж электросетей современных самолетов//  
Самолетное оборудование. — 1947. — № ю.
6.    Саукке М. Б. Неизвестный Туполев. — М.: ТОО «Авизм», 1994. — 192 с.
7.   Ригмант В. Бомбардировщик Ту-2//Науч.-попул. сб.: Прилож. к 
журн. «Авиация и космонавтика». — 1997. — Вып. 30. — 68 с.

Оглавление

От автора          5
Об авторе и его книге          7
Список сокращений        10
Глава первая Становление         11
Гла ва втора я Годы расцвета       66
Гла ва третья
В тюрьме      112
Глава четвертая От Ту-2 к Ту-4       187
Глава  пятая Первые реактивные      248
Глава шестая Пассажирские
лайнеры      275
Глава седьмая Последний, сверхзвуковой      325
Послесловие      333 Список литературы      338


Для получения паролей на архивы книг и др. материалов обращаться:
vokb-la@yandex.ru
По вопросам обмена материалами обращаться:
elected_kb@mail.ru

Обсудить литературу на форуме...

Здесь может быть Ваша реклама!

реклама:

реклама!

cтатистика:






ВОКБ ЛА "Кукушка" | о нас | магазин | гостевая | форум | библиотека | рассылка | авиа симуляторы
soft | рефераты | фото галерея | архив | реклама | контакты | ссылки
авиация | конструкции | компоновка | проектирование | двигатели | приборы | материаловедение | лётные испытания