Содержание книги

<= назад в библиотеку
24. Самолеты строим сами. Горбенко К. С., Макаров Ю. В. - М-: Машиностроение, 1989.- 240с.: ил.
4.30 Мb 24 RGB (цветная) rar (djvu) Скачать книгу: 1 2

Приведены основные характеристики самолетов, построенныхв студенческих КБ вузов и техникумов, в спортивных клубах, а также самолетов, созданных авиакоаструкторам и любителями за период 1923-1937 гг. Обобщены материалы Всесоюзных смотров-конкурсов сверхлегких летательных аппаратов любительских конструкций, кагорые были организованы ЦК ВЛКСМ, Министерством авиационной промышленности СССР, ЦК ДОСААФ и журналом 'Техника-молодежи". Для работников авиастроения и широкого круга читателей, интересующихся авиацией.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В нашей стране в авиационных институтах и техникумах студенческими и общественными КБ создано более 1000 самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов. Кроме того, самолеты строились в школах и ПТУ, в домах пионеров и на станциях юных техников. Число самолетов, построенных авиаконструкторами-любителями, трудно точно определить. Часть сведений по этим самолетам не сохранилась, так как конструкторы строили свои самолеты не ради славы, а для осуществления своей заветной мечты о полете. И если не все из самодельных самолетов поднялись в небо, то можно с уверенностью сказать, что все создатели, конструкторы, пилоты и авиамеханики этих самолетов познали увлеченность творческим трудом. Многие из них стали пилотами, штурманами, конструкторами, инженерами, первоклассными специалистами.

В семидесятые годы появилось новое поколение сверхлегких летательных аппаратов, возникшее благодаря успешному развитию дельтапланов и мотодельтапланов. Увлеченность конструированием и созданием сверхлегких самолетов резко возросла.

Следует отметить, что в пятидесятые годы появление аппаратов на воздушной подушке, экранолетов, экранопланов и аппаратов с несущим винтом (автожиров и вертолетов) вызвало создание большого числа сверхлегких машин этого класса в общественных КБ и авиаконструкторами-любителями. В книге рассмотрены наиболее интересные летательные аппараты этих типов. В работах по истории развития отечественного самолетостроения еще не нашла отражения деятельность студенческих и молодежных КБ, хотя с 1923 г в этих КБ было создано более 500 самолетов. Только на Всесоюзных смотрах научно-технического творчества молодежи (НТТМ) на ВДНХ СССР за последние четверть века экспонировалось более 40 таких аппаратов, а в авиационных вузах и техникумах страны за 60 лет построено не менее 300 самолетов, мотопланеров и вертолетов. Безусловно, это одна из интереснейших сторон работы комсомола, Осоавиахима и ДОСААФ.

В эту работу молодежь включилась еще в довоенное время, когда комсомол взял шефство над воздушным флотом. В шестидесятые годы ЦК ВЛКСМ активно поддержал это движение, способствующее развитию общественных КБ. В наши дни прежде чем стать профессиональными конструкторами, авиационными инженерами многих специальностей тысячи юношей и девушек участвуют в работах студенческих КБ. Работа в КБ помогает развивать у студентов чувство нового, умение видеть перспективу. Без отражения работы общественных КБ история развития отечественного самолетостроения была бы не полной и потеряла бы ряд интересных страниц. Летательные аппараты общественных КБ по своему техническому уровню иногда опережали время. Многие из них были выполнены на уровне изобретений. Примером таких конструкторских работ студенческих КБ являются летательные аппараты, созданные в МАИ.

От дирижабля, построенного студентами Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе в 1930 г., до первого студенческого искусственного спутника Земли, таков диапазон технического творчества студентов МАИ. Здесь впервые в мире, еще в довоенный период, были созданы суда на воздушной подушке. Под руководством И. П. Братухина были созданы вертолеты поперечной схемы. П. Д. Грушин построил в МАИ несколько оригинальных самолетов, а технология их изготовления была новейшей для того времени. На созданном в МАИ самолете "Квант" в 1979-1981 гг. установлены пять мировых рекордов. Летательные аппараты, созданные в МАИ, ХАИ, КАИ, КуАИ, РКИИГА и других вузах и представленные на Всесоюзных выставках студенческих работ и выставках НТТМ на ВДНХ СССР, демонстрируют широкий размах технического творчества молодежи.

Любительским самолетостроением, конструированием и созданием сверхлегких летательных аппаратов увлечены в нашей стране студенты и рабочие, военнослужащие и ученые, летчики и пенсионеры, т.е. люди различного возраста и общественного положения, живущие в крупных промышленных центрах, в поселках и в сельской местности. Летательные аппараты общественных КБ весьма разнообразны по аэродинамическим схемам, конструктивным особенностям и технологии изготовления.

Творческий уровень конструкторов имеет широкий диапазон — от профессионалов (ученых и инженеров, летчиков и авиатехников) до учащихся техникумов и ПТУ. Материально-техническая база общественных КБ позволяет создавать двигатели собственной конструкции и форсировать серийные, централизованно получать материалы, инструмент и оборудование. Авиаконструкторы-любители лишены этого, их материальные возможности ограничены. Если производственные помещения общественных КБ часто представляют собой хорошо оборудованные учебные классы, лаборатории, мастерские, то у энтузиастов-конструкторов “производственными” помещениями являются уголки жэков, подсобные помещения, а иногда и гаражи. Самолеты общественных КБ - это и полностью стеклопластиковые аппараты (еще не освоенные промышленностью), и классические конструкции из дерева, “забытые” промышленностью. Культура деревянных авиаконструкций и технология их производства сохранились лишь в любительском самолетостроении. Конечно, самодельные самолеты могут быть и полностью из металла, по промышленному образцу.

Цель этой книги — дать описание наиболее интересных аппаратов самолетостроительных общественных КБ и авиаконструкторов-любителей, а также отразить роль технического творчества в воспитании и подготовке будущих авиаконструкторов и авиационных специалистов. Кроме того, книга позволит систематизировать имеющиеся материалы по созданию сверхлегких летательных аппаратов. История развития техники, даже отдельные ее страницы, является частицей общей истории нашей страны. За последние пять лет авиаконструкторы-любители получили официальное признание, а созданная ими техника стала экспонироваться на всесоюзных смотрах-конкурсах сверхлегких летательных аппаратов. С самодельными летательными аппаратами могли ознакомиться тысячи зрителей, энтузиастов авиации. Сами же авиаконструкторы получают объективную оценку своей творческой работы со стороны технической комиссии, летчиков-испытателей и коллег. У них появилась возможность общения и обсуждения технических вопросов на семинарах и конференциях.

Первый такой смотр-конкурс СЛА-83 состоялся в 1983 г. в Коктебеле, там же состоялся СЛА-84. СЛА-85, на который было представлено 63 летательных аппарата, проводился в Киеве. 107 летательных аппаратов стали участниками СЛА-87, который проводился на Тушинском аэродроме в Москве. Он был посвящен 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Авторы не ставили задачу охватить все без исключения самодельные авиационные конструкции, хотя такая работа, безусловно, была бы очень интересной. Для рассмотрения безмоторных летательных аппаратов (планеров, дельтапланов, тепловых аэростатов, планеров-автожиров, парапланов и т. д.), созданных авиаконструкторами-любителями, также потребовался бы отдельный объемный труд. Ввиду того, что учет сведений о безмоторных летательных аппаратах связан с большими трудностями и собрать по ним систематизированные технические данные практически невозможно, они в этой книге (за редким исключением) не рассматриваются.

Предисловие, гл. 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12 и заключение написаны Ю. В. Макаровым, гл. 1, 3— К. С. Горбенко, гл. 7— Ю. В. Макаровым и К. С. Горбенко. При работе над книгой использованы материалы из архивов К. С. Горбенко, Ю. В. Макарова, Ю. Н. Егорова, А. А. Кулешова, а также ряда авиаконструкторов-любителей, которым авторы выражают благодарность. Авторы книги выражают искреннюю благодарность д-ру техн. наук А. Д. Миронову за ряд ценных замечаний и рекомендаций, сделанных при рецензировании рукописи.

Список литературы

1.   АрисМ.Я.,    Полянкер А. Г. Дирижабль нового   поколения.   Киев:   Наукова  
 думка, 1983. 170 О.
2.   Бадягин А. А., Макаров Ю. В. Летательные аппараты МАИ // Исследования по 
истории и теории развития авиации и ракетно-космической   науки   и  техники.   
М.:   Наука, 1983. С. L03—108.
3.   Бадягин А. А.,     Макаров Ю. В.     Летательные   аппараты,   созданные  
 в   МАИ   за 50 лет // Изв. вузов. Авиационная техника. 1983. №2. С. 2—IS.
4.   Бадягин А. А., Мухамедов Ф. А. Проектирование  легких  самолетов,   М.:   
Машиностроение, 1978. 208 с.
5.  Белавин Н. И.  Экранопланы.  Л.:   Судостроение, 1968. 175 с.
6. Виноградов И. Н. Расчет и конструкция маломощного  самолета.   М.:  
 Госавиаавтоиз-дат, 1932. 156 с.
7.  Виноградов И. Н.   Аэродинамика   птиц-парителей. М.: ДОСАРМ, 1951. 128 с.
8.  Горбенко К. С.   Небесные   малыши   // Уральский    следопыт.    1978.   
 №8.С.М.
9.  Замятин В. М.   Планеры   и   планеризм. М.: Машиностроение,  1974.248 с.
10.  Изаксон А. М.   Советское   аертолето-строение. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 
Машиностроение,  1981.295 с.
11.  КамовН. И.    Винтокрылые   летательные   аппараты.   М.:   Оборонгиз,  
 1948. 207 с.
12. Кононенко В. Г., Шнитман В. С, Цеп-
ляева Т. П. Самолеты и планеры ХАИ //Самолетостроение. Техника воздушного флота. 
Высшая школа, 1980. Вып. 47. С. 3—9.
1 'Л. Кононенко В. Г., IMhiiTMaii В. С, Цеп-ляева Т. П. Концепция максимального 
аэродинамического совершенства в конструкциях самолетов ХАИ // Самолетостроение. 
Техника воздушного флота. Высшая школа, 1481. Вып. 48. С. 107—112.
14. Лисов И. И.    Свободный    полет.    М.: Молодая гвардия, 1979. 223 с.
15.  Макаров Ю. В. Развитие мускулолетов и тенденции изменения их основных 
параметров  //  Из истории авиации и космонавтики. АН СССР ИИЕТ. 1981. Вып. 45.
16. Макаров Ю. В. Экранолет ЭСКАЛ  // Наука и жизнь,  1974. № 2.С..9.
17.  Макаров Ю. В.     Построено     любителями //Катера.и яхты. 1979.-Na 3.
С. 28—35.
18. Макаров Ю. В. Самодельные — сверхлегкие   //Изобретатель   и   рационализатор. 
1986. № 1.С.40.
19. Макаров Ю. В. Чтобы летаючи не вылететь в трубу//Изобретатель и рационализатор, 
1987. № 8. С. 16—17.
20. Осташев В. Г. Дельтапланеризм. Новосибирск: Наука, 1983. 112 о.
21.  СтефановскиЙ П. Ф. Триста неизвестных.. М.:  Воениздат,  1968.304 с.
22. Тихонравов М. К. Полет птиц и машин с машущими крыльями. 2-е изд., перераб. 
и доп. М.: Оборонгиз,  1949. 207 с.
23. Шавров В. Б.    История    конструкций самолетов в СССР до 1938 г. 3-е изд., 
перераб.    и    доп.    М.:    Машиностроение,    1985. 752 с.
24. Шавров В.Б. История конструкций самолетов   в   СССР.    1938 — 1950 гг.   
2-е   изд., перераб.  и  доп.   М.:   Машиностроение,   1988. 568 с.
25.  Шелест И. И.    С    крыла    на    крыло. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 
Молодая гвардия, 1977.464 с.
26.  Шереметев Б. Н.    Планеры,   М.:   ДОСААФ 1959, 220 с.
В книге использованы материалы, опубликованные в журналах «Самолет» 
(1933 — 1938 гг.), «Крылья Родины» (1953 —1987 гг.), «Наука и жизньв 
(1953—1987гг.), «Изобретатель и рационализатор» (1953—1987 гг.). 
«Техника—молодежи» (1953 —1987 гг.),«Моделист-конструктор» (1958—1987 гг.), 
«Катера и яхты». (1959—1987 rr.),Letectvi + + Kosmonavtika (1970—1987 гг.), 
Skarzydlaia Polska (1970—1987 гг.), а также в газетах «Правда» (1976—1987гг.), 
«Советская Россия» (1976—1987 гг.), «Комсомольская правда» (1976—1987 гг.), 
«Социалистическая индустрия» (1976—1987 гг.), «Труд» (1976— 1986 гг.).

Оглавление

Предисловие........................           3
1       Самодеятельное самолетостроение в СССР. Страницы истории ....5
2i      Летательные аппараты Московского авиационного института им. 
С. Орджоникидзе   .......................          15
J          Самолеты ХАИ,КАИ,КуАИ и молодежных КБ Куйбышева.....       56
4        Летательные аппараты РКИИГА..............          77
J         Самолеты студенческого КБ политехнического института 
Комсомольска-на-Амуре    .....................          89
О     Работы авиаконструкторов Москвы и Московской области......          96
7     Летательные аппараты конструкторов-любителей РСФСР......         п 4
О     Работы конструкторов Украины, Белоруссии, республик Прибалтики и
Средней Азии.....................         144
У     Вертолеты и автожиры любительской постройки.........         176
1U     Экранолеты общественных КБ и а виа ко не тру кто ров-любите лей . 
1 1      Мускулолеты любительской постройки............         199
1А     Семидесятилетию Октября посвящается. Некоторые итоги СЛА-87 .  
 205
Послесловие........................        221
Приложение........................         224
Список   литературы.....................         234

СОДЕРЖАНИЕ (copy):

Самодеятельное самолетостроение в СССР. Страницы истории. Летательные аппараты. Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе. Дирижабль "Комсомольская правда". Самолет "Сталь-МАИ". "Октябренок". Самолеты МАИ-3 и ББ-МАИ. Самолет из электрона. Аппараты на воздушной подушке. Работы В.И. Левкова. Крыло для планирования парашютиста. Вертолеты МАИ. Сверхлегкий автожир Ф.П. Курочкина. Планер МАК-15 и его модификации. Самолеты МАИ-58 и МАИ-62. Мотопланер МАИ-63М. Сверхлегкие вертолеты СКБ-2. Летательные аппараты А.В. Гремяцкого. Сверхлегкий вертолет ИВ. Спортивно-пилотажный самолет "Квант". Самолет "Эльф", мотодельтапланы и другие студенческие работы.
Самолеты ХАИ, КАИ, КуАИ и молодежных КБ Куйбышева. Летательные аппараты РКИИГА. Самолеты и мотодельтапланы. Самолет "РИИГА-1". Мотопланер "РИИГА-2" ("Рекорд"). Туристический самолет "РИИГА-3". Легкий спортивный самолет "Энтузиаст". Летающая лодка "РКИИГА-74" ("Эксперимент"). Восстановление легендарных самолетов минувших лет. Мотодельтапланы РКИИГА. Автожиры.
Самолеты студенческого КБ политехнического института Комсомольска-на Амуре. Экспериментальных рекордный самолет ЭРА-9. Экранолет ЭЛА-13. Самолет Анд-1 "Колибри". Гидросамолет "ПОЛИБОЛ".
Работы авиаконструкторов Москвы и Московской области. Самолет ПАИ-69. Самолеты С.А. Беликов. Мотопланеры и самолет О.Н. Дуняшева. Мотопланер "Истра". Самолет В.Ф. Фролова. Самолет БО-ГЗ. Самолеты Н.Л. Иванова. Самолет ПМК-03. Самолет "Феникс-02". Самолет "Феникс-02". Самолет В.П. Дарьина "Аэроскат-2". Самолет М-3 В.П. Махова. Самолет "ЭКАР-1" В.П. Медникова. Самолет Н.Н. Бухарева. Самолет "Пеликан" А.П. Гаргуна. Самолет ЛПС Г.А. Воронцова. Мотодельтапланы МИИГА. Мотопланеры. Летательные аппараты А. Турбина.
Летательные аппараты конструкторов-любителей РСФСР. Работы ленинградских конструкторов. Самолеты калининских авиаконструкторов. Работы конструкторов Ростова-на-Дону. "Синяя птица". "Бумеранг". Самолеты Зэликов. Работы уральских конструкторов. "Блоха" Е. Кузнецова (Нижний Тагил). Самолеты воронежских конструкторов. "Внук Октября". "Сверчок". "Биплан-02". С-82Т "Горизонт". "Чирок". Самолеты конструкторов Смоленска. Самолет Г. Тимощенко. "Микро-2" В. Щеглова. Самолеты Л.Ф. Маетняка. Самолеты авиаконструкторов города Лысьвы. "Росинант" из деревни Залазна. Работы Балуевых. Работы горьковских авиаконструкторов. Самолет "Брянский рабочий". Самолеты "Авось" и "Стимул-10". Самолеты авиаконструкторов Сибири.
Работы конструкторов Украины, Белоруссии, республик Прибалтики и Средней Азии. Самолеты конструкторов Украины и Белоруссии. Самолет И. И. Тугова. Самолет "Михаил Кузаков". Самолет "Эллада". "Днепр-1". Самолет ТШ-1. "Петух" БМ-2. Самолеты М. Артемова и В. Тимофеева. Самолеты Я.А. Артемчука. Самолет "Оптимист". Самолет В. Юрченко. Самолет "Нахаленок". Самолет "Шмель". Экспериментальный самолет "Бусел". Работы конструкторов Литвы и Эстонии. Самолет "Жуверда". Мотопланер "Литовский пионер". Самолет В.В. Лапенаса. Летательные аппараты братьев Вайнейкисов. Вертолет Ю. Валунаса. "Антис". "Утки" Р. Бекшты. Самолет "Литуаника". Самолет "Камане" Р. Алексеюса. Работа братьев Лекис. Самолет "Эхо". Самолеты конструкторов Киргизии и Казахстана. Микросамолеты В.П. Дмитриева. Алма-атинский "Журавлик".
Вертолеты и автожиры любительской постройки. Работы конструкторов Москвы и Московской области. Винтокрылые аппараты конструкторов-любителей РСФСР и Украины. Работы комсомольско-молодежного КБ (Челябинск). Вертолет П.Ф. и В.П. Микалюкиных. Вертолеты Н. Мельника и А. Светикаса. Вертолет "Вихрь". Работы СКБ ХАИ. Вертолет В. Гетманцева. Автожир "Сверчок-1". Автожир "ВЕДА". Вертолет "Горняк-4". Вертолет Ку-1.
Экранолеты общественных КБ и авиаконструкторов-любителей. Работы студентов ОИИМФ. Экранолет ПАИ-67. Экранолет ЭМА-1. Экранолет ЭС-1. Экранолет ЭСКА-1. Экранолет с гибким крылом ЭС-1. Экранолет ЭС-2М. Экранолеты авиаконструкторов-энтузиастов. Экранолет И.И. Воронцова. "Экранолет" из Архангельска. Экранолет "Аянс-86". Экранолет Т-501. Экранолет ЭВП-1.
Мускулолеты любительской постройки. Семидесятилетию Октября посвящается. Некоторые итоги СЛА-87.

ПРИЛОЖЕНИЕ (листы):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Для получения паролей на архивы книг и др. материалов обращаться:
vokb-la@yandex.ru
По вопросам обмена материалами обращаться:
elected_kb@mail.ru

Обсудить литературу на форуме...

Здесь может быть Ваша реклама!

реклама:

реклама!

cтатистика:






ВОКБ ЛА "Кукушка" | о нас | магазин | гостевая | форум | библиотека | рассылка | авиа симуляторы
soft | рефераты | фото галерея | архив | реклама | контакты | ссылки
авиация | конструкции | компоновка | проектирование | двигатели | приборы | материаловедение | лётные испытания