Содержание книги

37. Производство деревянных самолётов. И. П. Бердинских и М. А. Кузнецов Государственное издательство оборонной промышленности, Москва 1945 г.

8.60 Мb Скачать книгу: 1 2 3

Книга предназначена для инженеров и техников, а также для работников заводских лабораторий, технологических и конструкторских отделов на заводах, производящих деревянные и смешанные самолёты. В книге описано строение древесины, технические свойства древесных материалов, технологические процессы обработки древесины, изготовления деталей и сборки агрегатов самолёта. Большое внимание уделено рациональному раскрою древесных материалов, оборудованию и станкам, применяемым для механической обработки древесины, изготовления деталей и сборки агрегатов. Технология раскроя древесных материалов, изготовления деталей и сборка агрегатов самолёта описана с ориентировкой на поточный метод производства и отражает опыт передовых самолётных заводов Союза.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Широкое применение древесины в самолетостроении давно уже требовало появления достаточно полного руководства по изготовлению деталей и агрегатов деревянных самолетов. Авторы настоящей книги задались целью осветить все стороны производства деревянных самолетов, начиная с древесных материалов и кончая технологией лакокрасочных покрытий готовых агрегатов.

Из древесных материалов подробнее описаны те, которые находят наибольшее, применение в самолетостроении, причем, чтобы не загружать книгу излишними сведениями, охарактеризованы только те свойства, которые в первую очередь интересуют самолетостроителя. Для правильного использования инструментов и станков при механической обработке древесины в книгу включены основные сведения по теории резания древесины. При описании деревообрабатывающих станков рассмотрены только, те из них, которые получили широкое применение в самолетостроении, причем приведены принципиальные схемы и характеристики, одного-двух станков каждой группы.

Описана также наладка станков, обеспечивающая их нормальную работу. В главе «Склейка древесных материалов» приведены характеристики не только применяемых сейчас в самолетостроении клеев (казеинового и смоляных), но также карбинольного и карбамидных клеев, так как в ближайшее время эти клеи могут иайти широкое применение. Методы выклейки обшивок из шпона описаны в той последователь- ности, в какой они применялись, начиная с гвоздевого метода и кончая методом котловой выклейки.

Так как подогрев, резко уменьшающий цикл производства изделий, является в настоящее время составной частью технологического процесса при изготовлении подавляющего большинства клееных заготовок, деталей и агрегатов, то авторы уделили много места описанию различных способов подогрева, причем более подробно рассмотрен контактный электроподогрев как основной способ подогрева при производстве деревянных агрегатов самолета. Технология изготовления деталей и сборки агрегатов самолета описана в соответствии с поточным методом производства и с учетом взаимозаменяемости, т. е. на основе передовой техники самолетострое

пня. В книге описан также впервые применяемый в производстве блочный способ изготовления элементарных я узловых деталей. Прн рассмотрении сборки агрегатов особое внимание уделено расчлененной сборке как наиболее эффективной и зарекомендовавшей себя прн производстве самолетов.

Технология нанесения лакокрасочных покрытий описана в соответствии с действующими инструкциями, причем рассмотрены принципы механизированной окраски и описаны конвейерные тележки для окраски консоли крыла.

При поточном методе производства самолетов и при конвейерной сборке основных агрегатов транспортные операции тесно переплетаются с технологическими и поэтому хорошее знание внутризаводского транспорта обязательно для руководящего заводского работникаУПо этим соображениям авторы ввели в книгу главу «Внутризаводский транспорт», в которой кратко олисаны применяемые в самолетостроении способы межцеховой и внутрицеховой транспортировки,материалов, детален н агрегатов.

При составлении настоящей книги охвачен очень большой круг вопросов, причем по многим разделам (приходилось использовать разрозненные материалы в виде производственных инструкций, отчетов, журнальных статен и часто брать материал непосредственно с производственных участков. Подобная работа выходит впервые н, возможно, не лишена недостатков. Все замечания читателей будут приняты авторами с благодарностью.

ЛИТЕРАТУРА

1.С. В.   Александров,   Применение   смоляного   клея  в  авиапромышленности. 
Оборонгиз, 1940.
2.   Балык,  Весело в, Захаров,  Калюжный   н др.,   Производство* самолетов, 
Оборонгнз, Москва, 1940.
3.   Е. Г.   Белов.  Выклейка обшивки  и  зализов фюзеляжа из шпона, Оборонгиз, 1939.
4.   С.   Н.  Берхен,   Основные   материалы   самолетостроения,   часть   I   
(Дерево), ОНТИ НКТП СССР, Ленинград—Москва, 1935.
5.   Г.  К.  Болотов,  Древесина  н ее  обработка  в самолетостроении, Оборовгиз, 
Москва, 1941.
6.   Н.  Ф.  Бочаров,  Казеиновые клеи, вып. 115, Москва, 1932.
7.   Н.   Ф.   Бочаров,  Техника   склеивания  дерева   казеиновыми клеями,   
Государственное научно техническое издательство, Москва—Ленинград,  1931.
8.   Проф.  С.   И.  Ванин,  Древесиноведение, Гослестехиздат, Ленинград, 1940.
9.   А.  Э. Грубе,  Инструментальное   дело   в   деревообрабатывающих   производствах, 
Гослестехиздат, Ленинград, 1937.
10.   А.  Э.   Грубе,   Атлас   конструкции   деревообрабатывающих   станков,   
Научно-методкабинет   прн  Ленинградской  лесотехнической   академии.  Ленинград,  1939,
11.   Проф.  М    А.  Дешевой,  Механическая  технология  дерева,   т. I, изд. Кубуч. 
Ленинград, 1934.
12.   Проф.   М.  А.  Дешевой,   Механическая   технология  дерева,  т. II,  изд. 
ОНТИ НКТП СССР, Главная редакция литературы по машиностроению н металлообработке, 
Москва—Ленинград, 1936.
13.   И.   М.  Каменев,   Взаимозаменяемость   н   плазово-шаблонный  метод производства 
самолетов, Обороигиз, Москва, 1У40.
14.   Я. Л.  Колтунов,  Основы  техники  безопасности  в  механической  обработке 
древесины, Гослестехиздат, Москва, 1941.
15.   Авиационное материаловедение под редакцией Шишкина С. Г. и Чулнцкого Н. Н., 
Оборонгиз, Москва, 1941.
16.   Н.  Я. Любимов,  Теория и практика сушки дерева, Гослестехиздат, 1932.
17.   В.  П. Ларионов,  Технологические   процессы   в   машиностроении,   
Государственное издательство   местной  промышленности  РСФСР,   Москва—Ленинград, 1939.
18.   Ф.  М. Манжос,    Фрезерные   станки   и   их   эксплоатацня,   Гослестехнздат, 
Москва, 1940.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие........,.....................          3
Глава  I. Древесньи  материалы, применяемые в самолетостроении
1.   Применение древесины в самолетостроении.............          5
2.   Строение древесины и коры....................          6
3.   Пороки древесины.........................          9
Пороки строения древесины н дефекты..............         10
Пороки паразитарного происхождения................         14
4.  Характеристика древесины основных пород,  применяемых в самоле-
тостроении ............................         15
Хвойные породы.........................         15
Лиственные породы.......................         16
5.   Физико-механические  свойства  древесины и методы их 
определения         18
6.   Авиационный шпон........................         32
7.   Авиационная фанера.......................         33
Хранение авиационной фанеры и шпона..............         37
8.   Облагороженная древесина.........     ..........         38
Дельта-древесина.......................         .         39
Балинит...............................         40
Глава  II. Хранение, раскрой и сушка древесины
1.   Хранение авиадревесины.......................        41
Планировка лесного склада.....................         41
Хранение н воздушная сушка древесины  .  . .  ..........         42
Хранение авиадревесииы в производственных цехах.........         46
2.   Раскрой древесных материалов................     47
Общие принципы раскроя....................  .         47
Раскрой древесины........      ...............         47
Раскрой фанеры и шпона.....................        50
Раскрой древесных пластиков...................         53
3.   Сушка древесины . .     .......................         55
Общие сведения...........................        55
Камерная сушка...........................        58
Глава  III. Механическая обработка древесины
1.   Основные положения теории резания................  80
2.   Станочный деревообрабатывающий инструмент......    89
Циркульные пилы.......................         .         90
Ленточные пилы.....................                    95
Строгальные ножи.................      .  .         98
Фрезы...................'............        101
Сверла...............................       105
3.   Характеристика н краткое опнеание станков, применяемых 
для обработки древесины в самолетостроении................ 107
Станки для распиловки древесины..................       107
Строгальные станки.........................       115
Фрезерные станки..........................       121
Шлифовальные ставки.......................       126

Сверлильные станки.........................      129
Копировалыю-фрезерный станок для снятия переменной малки ...       130
4.   Режимы резания на деревообрабатывающих станках.........
5.   Техника безопасности при работе на деревообрабатывающих 
станках  134
Общие требования.........................      134
Технологические требования.....................       134
Конструктивные требования...................       131
Глава  IV.  Склеивание  древесины
1.   Характеристика применяемых клеев...............      142
Общие сведения  ........................       142
Казеиновые клеи В-105 и В-107...................       142
Смоляные клен...........................       146
Карбамидные клен.........................      151
2.   Приготовление клеев в производственных иехах........    154
3.  Технология склеенных работ и выдержки . . . .'.........       157
4.   Запрессовка н выдержки......................      161
5.   Дефекты склейки и причины их образования............       168
6.   Контроль качества склейки.....................       169
Прибор проф. Соколова.......................       170
Вибрационный электрический дефектоскоп ВЭД-43..........       172
-   7. Карбинолъный клей.........................      173
Глава  V. Выклейка обшивок самолета нз шпона
1.  Общие сведения........."..................       177
2.   Изготовление болвана........................       178
3.   Ручной способ выкленки обшивок из шпона.............       179
Выклейка ручным гвоздевым способом...............       180
4.   Пневматический способ выклейки..................       182
5. Ускоренная выклейка обшивок с пневматической .запрессовкой.   190
6. Выклейка обшивок по способу американской фирмы Локхид   .... 190
7. Выклейка обшивок в автоклаве...................       191
8.  Зачистка, ремонт и испытание обшивок................       194
Машинка для зачистки обшивок с ножевой головкой ........       195
Шлифовальная машннка для зачистки обшивок..........       195
Испытание и ремонт обшивок......,.............       197
9. Основные дефекты при выклейке обшивок............. .       198
10. Техника безопасности при работе со смоляными клеями.....199
Глава   VI.  Подогрев деталей при склейке
I. Общие сведения..........................      203
2. Контактный электроподогрев....................      203
Расчет электронагревателей.....................      205
 Изготовление контактных электронагревателей  . ..........      211
Испытание электронагревателей .........     .........      213
3.   Рефлекторный Подогрев......................      216
4.   Камерный подогрев . ...................      217
5.   Подогрев горячим воздухом, подводимым по трубе нлн шлангу . . 218
Глава VII. Изготовление элементарных и узловых деталей
1.   Элементарные детали.......................      218
Механическая обработка заготовок перед склейкой ; ........      218
Приспособление для склейки заготовок.............~." .      221
Гнутье заготовок..........................      227
Приспособления и станки для гнутья древесины...........      234
Механическая обработка элементарных деталей...........      236
Приемка   готовых   элементарных   деталей  и  предъявляемые   к ним
требования............................      242
2.   Узловые детали...........................      244
Лонжероны.............................      245
Нервюры............................ .      253
Шпангоуты.............................      257
Приемка готовых узловых деталей в предъявляемые к ним требования 260

Глава  VIII.  Сборка агрегатов самолета
Классификация   и   краткая   характеристика   
оборудования  для  сборки
агрегатов..............................      262
1.   Сборка фюзеляжей........................ .      263
Сборка фюзеляжей типа монокок и полумонокок..........      263
Сборка каркаса фюзеляжа.....................      263
Установка обшивки на каркас фюзеляжа...............      270
Прессы для установки обшивок на каркас фюзеляжа.........      272
Разделка стыковых отверстий....................      278
Отделка фюзеляжа.........................      280
Сборка фюзеляжей стоечной конструкции................      283
Планирование технологического потока сборки фюзеляжей.....   287
2.   Сборка центроплана........................      289
Сборка каркаса..........................      289
Установка обшивок на каркас центроплана.............      292
Разделка стыковых узлов центроплана...............      298
Отделка центроплана........................      302
Технологический процесс сборки центроплана    ......  303
3.   Сборка консоли крыла........................      304
Сборка каркаса...........................      304
Установка обшивки на каркас....................      308
Разделка стыковых отверстий....................      312
4.   Сборка неразъемного крыла.....................      312
Планировка агрегатного цеха сборки консолей крыла........  317
5.   Стабилизатор...........................      318
Сборка каркаса...........................      318
Разделка стыковых узлов стабилизатора...............      319
6.   Самолетные лыжи..........................      322
Конструкция лыж..........................      322
Изготовление лыж..........................      325
7.   Дренажирование самолетов.....................      329
8.   Приемка   готовых   агрегатов   самолета   и   
предъявляемые   к   ним
требования............................      331
9.  Стыковка агрегатов.........................      332
10. Наладка прессов, агрегатных станков н стапелей.......... 335
Наладка пневматических прессов..................      335
Наладка агрегатных станков.....................      336
Наладка стапелей..........................      337
Глава  IX.  Взаимозаменяемость деревянных деталей н агрегатов ...338
Глава  X. Лакокрасочные покрытия деревянных агрегатов
1.  Общие сведения..........................      343
2.   Составные части лакокрасочных материалов............. 344
Масла...............................      344
Смолы ..............................      345
Пигменты..................'............      346
Растворители............................      347
Пластификаторы..........................      348
Сиккативы............................      348
3.   Назначение и характеристика лакокрасочных материалов...... 348
Грунт.............................348
Шпаклевка..............................      349
Масляные лаки .......................         349
Аэролаки.............................      350
Шлифовальные и полировочные пасты...............      350
4.   Технология нанесения лакокрасочных покрытий...........    350
Подготовка поверхности к окраске .................      352
Окраска внутренних поверхностей...................      352
Окраска наружных поверхностей..................      353
5.  Дефекты в лакокрасочных покрытиях................  357
6.  Ремонт лакокрасочных покрытий..................      359

Стр. Глава  XI.  Внутризаводский транспорт
1.   Общие сведения...........................       359
2.   Транспортные устройства непрерывного действия.......... 360
Тяговые приспособления.......................      36
Ходовые опорные части............      ........     365
Приводные станции.........................       ЗЫЗ
Натяжные станции.........................       368
3.   Транспортные устройства периодического действия.......   370
Рельсовый транспорт........................       370
Безрельсовый транспорт.......................        372
Автолесовозы........................      ...        374
Подвесной рельсовый транспорт ...         .............   376
4.   Пневматический транспорт  ..............         .....   378
Приложения............................        385


Для получения паролей на архивы книг и др. материалов обращаться:
vokb-la@yandex.ru
По вопросам обмена материалами обращаться:
elected_kb@mail.ru

Обсудить литературу на форуме...

Здесь может быть Ваша реклама!

реклама:

реклама!

cтатистика:






ВОКБ ЛА "Кукушка" | о нас | магазин | гостевая | форум | библиотека | рассылка | авиа симуляторы
soft | рефераты | фото галерея | архив | реклама | контакты | ссылки
авиация | конструкции | компоновка | проектирование | двигатели | приборы | материаловедение | лётные испытания