Содержание книги

50. Проектирование самолетов. Авторы: Егер С. М., В. Ф. Мишин, Н. К. Лисейцев, А. А. Бадягин, В. Е. Ротин, Ф. И. Склтский, Н. А. Кондратов, В. А. Киселев, Н. А. Фомин. 1983г. 596 стр. Учебник для вузов. Под ред. С. М. Егера. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, Рецензент: кафедра конструкции самолетов Харьковского ордена Ленина авиационного института им. Н. Е. Жуковского
10.5 Мb rar (djvu) Скачать книгу: 1 2



Сокращения

ВО — вертикальное оперение; 
ВПП — взлетно-посадочная полоса;
ГО — горизонтальное оперение; 
ГТД — газотурбинный двигатель; 
даН= 10Н«1 кгс; 
ТРД — турбореактивный двигатель; 
ТРДД — двухконтурный турбореактивный двигатель; 
ТРДФ — турбореактивный двигатель с форсажной камерой; 
ТВД — турбовинтовой двигатель; 
ПД — поршневой двигатель; 
СА — стандартная атмосфера; 
СВВП — самолет вертикального взлета и посадки; 
СПС — сверхзвуковой пассажирский самолет; 
УПС — управление пограничным слоем.

Индексы

бал — балансировочный; 
в. о — вертикальное оперение;
г   д — гондола двигателя;
Г- о — горизонтальное оперение;
г — груз, гондола; 
дВ — двигатель; 
доп — допустимый;
з — закрылки; з. к — задняя кромка; 
з. п — заход на посадку; кон — конструкция; 
кач — качение; ком — коммерческий;
кр — крыло; крейс — крейсерский; 
Крит — критическое (значение); 
м — мидель; мт — материал; 
м. ф — мидель фюзеляжа;
О — начальное или стартовое значение величины; 
н — нагрузка; ц. н. — целевая нагрузка; 
н. в — набор высоты; н. з — навигационный запас; 
об. упр — оборудование и управление; 
омыв — омываемая поверхность; 
оп — оперение; отр — отрыв; 
пас — пассажирский; п. к — передняя кромка; 
пл — планер; пос — посадочный; 
прерв — прерванный; проб — пробег; 
пуст — пустой;
р — расчетный; разб — разбег; 
расп — располагаемый; 
р. в — руль высоты; рейс — рейсовый; 
Р- н — руль направления; ел. — служебный; 
сн — снижение; су — силовая установка; 
т — топливо; ф — фюзеляж; 
ш — шасси; эк — экипаж

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга является третьим изданием учебника по курсу «Проектирование самолетов», читаемому для студентов авиационных институтов (второе издание—в 1972 г.). За годы, прошедшие со времени выпуска второго издания, в авиационной науке и технике произошли существенные изменения. Эти изменения касаются прежде всего самого объекта проектирования — самолета. Эволюция в развитии весовых и геометрических параметров, повышение требований к летно-техническим характеристикам, совершенствование оборудования и снаряжения привели к дальнейшему существенному усложнению самолетов, увеличению цикла и стоимости их разработки.

Применение традиционных методов проектирования уже не могло обеспечить создание высокоэффективных авиационных комплексов. Стремление разрешить противоречие между возрастающей сложностью проектируемых самолетов и необходимостью сокращения сроков разработки проектов и повышения их технико-экономических показателей стимулировало развитие и все более широкое практическое применение методов автоматизированного проектирования с использованием ЭВМ.

Авторы отдавали себе отчет, что в условиях научно-технической революции, бурного развития авиационной науки и техники фактический материал быстро морально устаревает.

Несомненно, что методы проектирования самолетов будут развиваться и совершенствоваться и в дальнейшем, однако фундаментальные методические положения остаются неизменными. В связи с этим в учебнике основное внимание уделяется изложению основ проектирования, методологии разработки и принятия проектно-конструкторских решений. Вместе с тем, где это возможно, в учебнике приводятся алгоритмы решения задач. Значительное внимание уделено изложению узловых проблем проектирования перспективных самолетов. Предлагаемый учебник состоит из трех частей. В первой части (гл. 1 ... 12) рассматриваются вопросы общего проектирования самолетов и особенности проектирования самолетов различного назначения, во второй (гл. 13 ... 19) излагаются материалы, связанные с проектированием отдельных частей самолета, позволяющие уточнить, оптимизировать параметры, полученные в процессе общего проектирования. В третьей части книги (гл. 20 и 21) показаны особенности применения методов автоматизированного проектирования. В приложении даны справочные материалы, которые могут помочь студентам авиационных вузов при работе над дипломными проектами. Расположение глав учебника в основном соответствует последовательности изложения лекционного курса, а также сложившейся технологической цепочке разработки проекта самолета.

Гл. 4, 8 (кроме разд. 8.1.4 и 8.1.5), 9 и 13 написаны С. М. Еге-ром; гл. 3 и 6 — А. А. Бадягиным; гл. 5 (кроме разд. 5.4) и 14 — В. Е. Ротиным и С. М. Егером; введение и гл. 1,2, 11, 20 и 21 — Н. К. Лисейцевым; гл. 10, 12, 16 и разд. 5.4 — В. Ф. Мишиным; гл. 7 — В. Е. Ротиным; гл. 17, 18 и разд. 8.1.4, 8.1.5 — Ф. И. Склянским, гл. 15 — В. А. Киселевым, гл. 19 — Н. А. Кон-драшовым. При написании гл. 8, 11, 14 использованы материалы | Н. А. Фомина |. Приложения к учебнику подготовлены А. А. Бадягиным, В. Ф. Мишиным и Н. А. Кондрашовым.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Аоки М. Введение в методы оптимизации. М.: Наука, 1977. 344 с.
2.  Аржаников Н. С,  Садекова Г. С.  Аэродинамика больших скоростей. М.: 
Высшая школа, 1965. 559 с.
3.  Астахов М. Ф. и др. Справочная книга по расчету самолетов на прочность. М.: 
Оборонгиз, 1955. 710 с.
4.   Бадягин А. А.,  Мухамедов Ф. А. Проектирование легких самолетов. М.: Машиностроение, 
1978. 208 с.
5.   Бадягин А. А., Овруцкий Е. А. Проектирование пассажирских самолетов с учетом экономики 
эксплуатации. М.: Машиностроение, 1964. 295 с.
6.  Бирюк В. И., Липин Е. К-, Фролов В. М. Методы проектирования конструкции самолетов. М.: 
Машиностроение,  1977. 227 с.
7.   Бисплингхофф Р. Л., Эшли X., Халфмэн Р. Л. Аэроупругость. М.: ИЛ, 1958. 799 с.
8.   Болховитинов В. Ф. Пути развития летательных аппаратов. М.: Оборонгиз, 1962.  130 с.
9.   Гермейер Ю. Б. Введение в теорию исследования операций.  М.: Наука, 1971. 383 с.
10.   Гониодский В. И., Склянский Ф. И., Шумилов И. С.   Привод рулевых поверхностей самолетов. 
М.: Машиностроение, 1974. 315 с.
11.   Горощенко Б. Т., Дьяченко А. А., Фадеев Н. Н. Эскизное проектирование самолета. М.: 
Машиностроение, 1970. 327 с.
12.  Диксон Дж. Проектирование систем. М.: Мир, 1969. 440 с.
13.   Егер С. М. Проектирование пассажирских реактивных самолетов. М.: Машиностроение, 1964. 417 с.
14.   Кан С. Н., Свердлов А.  И. Расчет самолета на прочность. М.: Оборонгиз, 1966. 519 с.
15.   Киселев В. А. Проектировочный расчет веса и прочности фюзеляжей пассажирских самолетов. 
— Труды ЦАГИ, вып. 1263, М.: 1970. 88 с.
16.   Киселев В. А. Вопросы компоновки пассажирских самолетов. М.: Изд. МАИ, 1977. 74 с.
17.  Ланге О. Д. Оптимальные решения. М.: Прогресс, 1967. 286 с.
18.  Лебедев А. А., Чернобровкин Л. С. Динамика полета. М.: Оборонгиз, 1962. 548 с.
19.  Лисейцев   Н.  К., Самойлович О. С. Вопросы машинного проектирования и конструирования самолетов. 
М.: Изд. МАИ, 1977. 84 с.
20.  Лисейцев Н. К- Подсистема автоматизированного формирования облика дозвукового транспортного 
самолета. М.: Изд. МАИ,  1980. 54 с.
21.  Мартынов  А.   К-   Экспериментальная   аэродинамика.   М.:   Оборонгиз, 1958. 345 с.
22.  Основы   построения   систем   автоматизированного  проектирования/Под ред. И. Т. 
Белякова и Л. С. Чернобровкина. М.: МАИ, 1979. 66 с.
23.  Остославский  И.   В.,  Стражева И.   В.  Динамика  полета.  Траект ории летательных 
аппаратов. М.: Машиностроение, 1969. 425 с.
24.  Остославский И. В., Стражева И. В. Динамика полета. Устойчивость и управляемость 
летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1965. 463 с.
25.  Павленко В. Ф. Самолеты вертикального взлета и посадки. М.: Воен-издат, 1966. 344 с.
26.  Пашковский И. М.  Устойчивость и управляемость самолета. М.: Машиностроение, 1975. 323 с.
27.  Расстригин Л. А. Статистические методы поиска. М.: Наука, 1968. 376 с.
28.  Склянский Ф.  И.  Управление сверхзвукового самолета. М.: Машиностроение, 1964. 382 с.
29.  Скрипниченко С.  Ю. Оптимизация режимов полета самолета.  М.: Машиностроение, 1975. 189 с.
30.  Теория и практика проектирования пассажирских самолетов. М.: Наука, 1976. 439 с.
31.   Фомин Н. А. Проектирование самолетов. М.: Оборонгиз,  1961. 360 с.
32.  Фролов В. С. Человек в системе управления самолетом. М : Воениздат, 1970. 126 с.
33.  Шейнин В. М., Козловский В. И. Весовое проектирование и эффективность пассажирских самолетов.
 Т. 1 и Т. 2. М.: Машиностроение, 1977. 339 с. и 204 с.
34.  Шейнин  В. М.  Весовая и транспортная эффективность пассажирских самолетов. М.: Оборонгиз, 
1962. 357 с.
35.  Шэнли Ф. Р. Анализ веса и прочности самолетных конструкций. М.: Оборонгиз, 1957. 406 с.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Основные обозначения, сокращения и индексы............          3
Предисловие       ...........................          6
Введение. Развитие самолетостроения в СССР    ............          8
Часть первая.   Общее проектирование самолета
Глава 1. Процесс    создания    самолета................         12
1.1.  Самолет как объект проектирования.............         12
1.2.  Определение и задачи проектирования. Этапы проектирования       13
1.3.  Некоторые особенности проектирования современных самолетов       18
Глава 2. Теоретические и методологические основы проектирования самолетов ............ 21
2.1.  Проектирование — творческий      процесс...........        22
2.2.  Эволюция методов проектирования самолетов.........        26
2.3.  Методология системного проектирования...........        29
2.4.  Типы   проектных   моделей   самолета.............        35
Глава 3. Критерии и методы оценки проектных и конструкторских решений      ............40
3.1.   Критерии оценки проектных и конструкторских решений .   ...        40
3.2.  Метод  градиентов  взлетной   массы.   Весовая   и  экономическая оценка проектных 
и конструкторских решений........        47
Глава 4. Исходные данные для проектирования. Выбор основных параметров и связь этих 
параметров с летными и техническими характеристиками самолета..................      72
4.1.  Исходные данные для проектирования............        72
4.2.  Ограничения,  накладываемые «Нормами летной годности гражданских самолетов СССР» 
(НЛГС-2)............        74
4.3.  Основные параметры самолета и их связь с летными характеристиками .............  82
4.4.  Выбор расчетных условий..................        86
4.5.  Выбор основных параметров самолета............        87
Глава 5. Анализ и выбор схемы самолета и типа силовой установки ...        94
5.1.  Выбор общей схемы самолета................        94
5.2.  Выбор аэродинамической схемы самолета...........        96
5.3.  Выбор схемы самолета по отдельным ее признакам.......       110
5.4.  Выбор типа и числа двигателей для проектируемого самолета           112
5.5.  Подход к выбору схемы самолета..............       124
Глава 6. Расчет  массы  самолета...................       127
6.1.   Классификация  массы  самолета...............       127
6.2.  Расчет массы самолета в первом приближении.........       129
6.3.   Расчет массы самолета во втором приближении........       130
6.4.  О точности  весовых  расчетов................       153
6.5.  Пересчет весовых  характеристик самолета..........       154
6.6.  О весовом проектировании и контроле массы самолета.....       156
Глава 7. Оптимизация  проектных  параметров  самолета........       158
7.1.  Оптимизация проекта самолета на этапе разработки технического предложения. 
Общие методические положения......       158
7.2.  Анализ влияния изменений проектных параметров при их оптимизации на 
летно-технические характеристики самолета ....       161
7.3.   Графоаналитический метод оптимизации проектных параметров      170
Глава 8. Компоновка   и   центровка  самолета.............       182
8.1.  Аэродинамическая     компоновка...............       182
8.2.  Объемно-весовая     компоновка................       203
614
8.3.   Конструктивно-силовая    компоновка.............       219
8.4.  Увязка формы и построение внешних обводов самолета.....       222
8.5.  Оформление   результатов   компоновки............       233
Глава 9. Особенности проектирования пассажирских и грузовых самолетов ....... 236
9.1.  Основные тенденции развития пассажирских и грузовых самолетов ........236
9.2.  Компоновка пассажирской кабины..............       237
9.3.  Аварийно-спасательные     мероприятия............       243
9.4.  Размещение бортпроводников.  Компоновка бытовых и багажных     помещений.....246
9.5.  Особенности аэродинамической  компоновки  пассажирских самолетов.  
 Выбор   энерговооруженности............       249
9.6.  Особенности проектирования сверхзвуковых пассажирских самолетов    (СПС).... 251
9.7.  Особенности проектирования грузовых самолетов.......       255
Глава 10. Особенности  проектирования  маневренных  самолетов ....       257
10.1.   Концепции современных истребителей............       257
10.2.  Особенности   аэродинамической   компоновки   самолета ....       261
10.3.  Повышение боевой маневренности самолета.........       269
10.4.  Некоторые  особенности   перспективных   истребителей   следующего    
поколения.....................       276
Глава 11. Особенности  проектирования  самолетов   короткого  и  вертикального
 взлета и посадки.................       280
11.1.  Вводные    замечания....................       280
11.2.  Самолеты короткого взлета и посадки............       282
11.3.  Самолеты вертикального взлета и посадки..........       296
Глава 12. Особенности проектирования воздушно-космических и гиперзвуковых       
самолетов...................       324
12.1.  Задачи,  решаемые воздушно-космическими  и  гиперзвуковыми самолетами .......... 324
12.2.  Особенности полета ВКС и гиперзвукового самолета.....       325
12.3.  Анализ возможных схем и определение основных параметров МВКА.................341
12.4.  Особенности  аэродинамической  схемы  ВКС и  гиперзвуковых самолетов ..........355
12.5.  Особенности конструкции ВКС и гиперзвуковых самолетов .   .       359
Часть вторая.   Проектирование частей самолета
Глава 13. Общие основы проектирования частей самолета.......       362
13.1.  Выбор критерия оптимизации при проектировании частей самолета    ..............362
13.2.  Основные задачи проектировайия частей самолета......       362
Глава 14. Проектирование крыла самолета..............       364
14.1.  Основные геометрические параметры крыла.........       364
14.2.  Аэродинамические характеристики крыльев умеренных и больших   удлинений   
(Я > 3)..................       367
14.3.  Аэродинамические характеристики крыльев малого удлинения
(А. < 3)..........................       382
14.4.   Характеристики   аэроупругости   крыла...........       384
14.5.  Крылья  изменяемой  геометрии...............       391
14.6.  Механизация крыла и элероны...............       394

Глава 15. Проектирование     фюзеляжа................       403
15.1.  Место проектирования фюзеляжа в общем проектировании самолета .......... 403
15.2.  Параметры фюзеляжа, их влияние на его характеристики .   .   .       405
15.3.  Форма  поперечного сечения фюзеляжа...........       409
15.4.  Особенности формы носовой и хвостовой частей фюзеляжа .   .       410
15.5.  Выбор параметров фюзеляжа многоместных пассажирских самолетов     ........413
Глава 16. Проектирование силовой установки самолета........       419
16.1.  Силовая установка как система самолета..........       419
16.2.  Воздухозаборники современных самолетов..........       423
16.3.  Система     выхлопа.....................       439
16.4.  Установка двигателей на современных самолетах.......       443
16.5.  Шум   реактивных   самолетов................       447
16.6.  Топливная     система....................       454
Глава 17. Проектирование   оперения.................       459
17.1.  Основные понятия. Задачи проектирования оперения.....       459
17.2.  Выбор   формы   оперения..................       462
17.3.  Выбор формы и параметров органов управления.......       467
17.4.  Проектирование конструктивно-силовой схемы и схемы стыковки   оперения........473
Глава 18. Проектирование систем  управления  самолетом.......       484
18.1.   Контур управления. Его основные элементы и их характеристики      ...........485
18.2.  Основные особенности характеристик устойчивости и управляемости современных 
скоростных самолетов и методы их улучшения        .........................       493
18.3.  Состав системы управления и задачи ее проектирования .   .  .       508
Глава 19. Проектирование     шасси..................       517
19.1.  Выбор  схемы шасси....................       517
19.2.  Выбор основных геометрических параметров шасси......       524
19.3.  Выбор числа опор и колес.................       531
19.4.  Силовые кинематические схемы убирающегося шасси.....       536
19.5   Конструктивные решения, уменьшающие объемы шасси в убранном    положении.......542
Часть  третья.   Основы автоматизации проектирования
Глава 20. Принципы построения и структура систем автоматизированного   проектирования   
самолетов..............       546
20.1.  Назначение и принципы построения САПР..........       546
20.2.  Структура и состав средств САПР..............       548
Глава 21. Методы автоматизированного проектирования самолетов .  .   .       552
21.1.  Обобщенная математическая постановка задачи проектирования     ...............553
21.2.  Описание алгоритма формирования облика самолета.....       559
21.3.  Структура и принципы разработки прикладного программного обеспечения..........564
21.4.  Методы решения задач оптимизации.............       571
Приложения    ............................       578
Список   литературы.........................       612


Для получения паролей на архивы книг и др. материалов обращаться:
vokb-la@yandex.ru
По вопросам обмена материалами обращаться:
elected_kb@mail.ru

Обсудить литературу на форуме...

Здесь может быть Ваша реклама!

реклама:

реклама!

cтатистика:






ВОКБ ЛА "Кукушка" | о нас | магазин | гостевая | форум | библиотека | рассылка | авиа симуляторы
soft | рефераты | фото галерея | архив | реклама | контакты | ссылки
авиация | конструкции | компоновка | проектирование | двигатели | приборы | материаловедение | лётные испытания