Содержание книги

54. Техника вертикального взлета и посадки. Хафер К., Закс Г. Пер. с нем. — М.: Мир, 1985.—376 с, ил. (363 стр.)
4.96 Мb rar (djvu) Скачать книгу

В книге западногерманских специалистов рассматриваются вопросы проектирования и эксплуатации самолетов вертикального взлета и посадки Обсуждаются достоинства и недостатки различных схем самолетов с вертикальным взлетом.

Анализируются используемые силовые установки, в том числе подъемные вертикальных и переходных режимах, влияние близости земли на аэродинамические характеристики самолетов и работу силовой установки Изложены основные требования к характеристикам самолетов.
Для специалистов в области разработки и эксплуатации авиационной техники, а также студентов старшнч курсов авиационных институтов.

Предисловие к русскому переводу

Вторая половина нашего столетия характеризуется бурным развитием авиации. Одним из направлений ее развития являются самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП), в разработке которых значительные успехи достигнуты конструкторскими бюро СССР, США, ФРГ, Франции, Великобритании. Обладая скоростными и маневренными характеристиками, не уступающими характеристикам самолетов обычной схемы, СВВП имеют важное преимущество, заключающееся в том, что для их применения не требуется взлетно-посадочных полос (ВПП) большой протяженности (длина ВПП для современных реактивных самолетов достигает 4 км и более) Такие характеристики самолетов вертикального взлета и посадки обусловили их широкое применение в настоящее время главным образом в военном деле, в первую очередь на авианосцах, имеющих, как известно, ограниченные взлетно-посадочные площадки. В то же время и в гражданской авиации транспортные СВВП могут успешно конкурировать с вертолетами и обычными самолетами при перевозках на расстояния 500—1000 км.

Предлагаемая вниманию читателей книга известных западногерманских авиационных специалистов К- Хафера и Г. Закса охватывает широкий круг вопросов в области аэродинамики, механики полета, силовых установок и систем управления СВВП Изданная в ФРГ в серии «Учебники для высшей школы», она представляет собой вводный курс, дающий достаточно полное представление о круге проблем, возникающих при проектировании и отработке СВВП.
В ней удачно сочетаются наглядное изложение ряда разделов аэродинамики, относящихся к СВВП (элементы теории винта, в том числе винта в кольцевом канале, теория взаимодействия струй с поверхностью земли, вопросы аэродинамического шума и др-), с описанием основных технических решений, принятых при проектировании СВВП различного назначения, силовых установок различных типов, а также систем управления СВВП.

Так как по своим аэродинамическим и динамическим характеристикам на режимах горизонтального полета СВВП близки к самолетам обычных схем, главное внимание авторы уделили характеристикам СВВП на режимах взлета и посадки Отличительной особенностью динамики полета СВВП на этих режимах является пренебрежимо чалое влияние аэродинамических сил и моментов или его полное отсутствие В этом случае динамические свойства СВВП приближаются к аналогичным свойствм твердого тела.
Описывая соответствующие процессы, авторы путем введения некоторых допущений и линеаризации уравнений динамики полета получают аналитические решения, позволяющие доходчиво объяснить и наглядно показать особенности Движения СВВП В книге приводятся и экспериментальные данные, которые используются для проверки тех или иных допущений, а также для подтверждения некоторых эмпирических формул.
Применение линейных моделей динамики полета СВВП на режиме висения и переходном режиме позволило авторам провести строгий с точки зрения теории автоматического управления анализ устойчивости и управляемости движения самолета, применяя метод корневого годографа. Тем не менее в тех случаях, когда линейный подход вносит большие ошибки в анализ динамики полета СВВП, например при отказе подъемного двигателя, авторы используют нелинейные дифференциальные уравнения движения самолета и методы математического моделирования. Заслугой авторов можно считать подробный анализ влияния близости земной поверхности на динамику движения СВВП и работу его силовой установки. Здесь несомненный интерес могут вызвать полученные в результате широких экспериментальных исследований эмпирические формулы, описывающие вертикальные силы интерференции от струй выхлопных газов и влияние теплового эффекта на потери тяги подъемных двигателей. К достоинствам книги следует отнести обзор истории, современного состояния и перспектив развития техники вертикального взлета, а также анализ характеристик авиационных двигателей для СВВП.

Достаточно строгая и общепринятая классификация СВВП, силовых установок и двигателей для них окончательно еще не установилась, поэтому принятая авторами в гл. 1 и 2 классификация не всегда совпадает с используемой й отечественной литературе. Значительное внимание авторы уделяют экспериментальным методам исследования, испытаниям моделей, наземным и летным испытаниям СВВП, силовых установок, систем управления и основных агрегатов на стадиях проектирования и отработки.

Весьма полезным является материал гл. 7 и 8, где приводятся выработанные в США и Западной Европе требования к устойчивости и управляемости самолетов вертикального взлета и другим характеристикам. В целом книга может служить ценным пособием и, несомненно, представит интерес для научных работников, инженеров и аспирантов, а также студентов старших курсов авиационных вузов, занимающихся вопросами вертикального взлета и посадки летательных аппаратов.

В приводимом ниже списке литературы представлены лишь некоторые основные отечественные руководства по СВВП. Он ни в какой мере не претендует на полноту и, в частности, не содержит упоминаний о статьях по рассматриваемым вопросам, публикуемым в периодической печати. Работа по переводу книги распределялась между переводчиками следующим образом: предисловие авторов, текст к сводке обозначений, гл. 1, 2, 5, разд. 6.1, 6.2 гл. 6 перевел С Л- Вишневецкий, гл. 3, 4 — А. А. Полозов, остальные разделы гл. 6, гл. 7 и 8 — А. В. Пузицкий-
Переводчики

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Володин В- В., Лисейцев Н- К-, Максимович В. 3. Особенности проектирования реактивных самолетов вертикального взлета и посадки.—М.: Машиностроение, 1984.
2. Володин В. В. и др. Характеристики транспортных самолетов вертикального взлета и посадки.— Рига: Рижский ин-т инженеров гражданской авиации, 1972.
3. Голованова М. А. и др. Справочник по зарубежным вертикально взлетающим самолетам.— М.: ЦАГИ, 1965.
4. Захарин В. А. Авиация вертикального взлета.— М.: Изд-во ДОСААФ, 1961.
5. Курочкин Ф, П. Проектирование и конструирование самолетов с вертикальным взлетом и посадкой.— М.: Машиностроение, 1977.
6. Курочкин Ф. П. Основы проектирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой.— М.: Машиностроение, 1970.
7. Павленко В. Ф. Силовые установки летательных аппаратов вертикального взлета и посадки-— М.'. Машиностроение, 1972.
8. Павленко А. Ф. Вертикальный взлет и посадка.— М.: Изд-во ДОСААФ,

Предисловие к русскому переводу

9. Павленко В- Ф. Самолеты вертикального взлета и посадки.— М.: Воен-издат, 1966.
10. Пономарев Б. А. Настоящее и будущее авиационных двигателей.— М.: Машиностроение, 1982.
11. Ружицкий Е. И. Безаэродромная авиация.— М.: Оборониздат, 1959-12-
Ружицкий Е. И. Вертикально взлетающие самолеты: Обзор по материа- ла'м иностранной печати на март 1955 г.—М.: ЦАГИ, 1955.
13. Самолеты вертикального взлета и посадки./Под ред. В. Ф. Павленко.— М.: Воениздат, 1965.
14. Тараненко В. Т. Динамика самолета с вертикальным взлетом и посадкой-— М.: Машиностроение, 1978-
15. Тараненко В. Т. Особенности динамики вертикального взлета и посадки самолетов.— М.: ВВИА им. Н. Е- Жуковского, 1971.
16. Тотиашвили Л. Г., Есичко Н. А. Некоторые вопросы устойчивости и управляемости самолетов вертикального взлета и посадки.—Рига: Рижский ин-т инженеров гражданской авиации, 1966.

Предисловие

Для осуществления вертикального взлета и вертикальной посадки (для которых в литературе на английском языке принято сокращенное обозначение VTOL1)) необходима подъемная сила, равная по меньшей мере взлетному весу — при этом условии самолет может оторваться от земли вертикально или по очень крутой траектории, а в процессе приземления по крутой траектории может быть реализована достаточно малая скорость снижения, обеспечивающая безопасное касание земли. Убедительное решение этой задачи представляет собой вертолет, несущий винт которого имеет большую ометаемую площадь и поэтому может создавать необходимую вертикальную тягу при относительно небольшой мощности двигателя. Из-за проблем создания несущих винтов с большими скоростями вращения, а также вследствие большого аэродинамического сопротивления вертолета в горизонтальном полете (горизонтальная тяга является составляющей общей тяги несущего винта при наклоне его оси) вертолет не в состоянии обеспечить большие крейсерские скорости и большие дальности крейсерского полета и поэтому не может успешно конкурировать по экономичности такого полета с самолетами, стартующими обычным образом.

Чтобы сочетать возможность вертикального взлета и посадки с крейсерскими летными характеристиками обычных самолетов, необходимы самолеты особого рода, которые путем регулирования вектора тяги двигателей могут удовлетворить обоим требованиям. В настоящей книге рассматриваются проблемы проектирования вертикально взлетающих самолетов только такого рода, для которых в литературе на английском языке принято название Powered Lift Aircraft2).

Целью книги является также обзор развития техники вертикального взлета и посадки со времени ее зарождения в 1950-е гг., описание различных технических решений и рассмотрение основных законов аэродинамики и механики полета и их технических приложений.

При этом используются опыт разработки вертикально взлетающих самолетов и соответствующие лекции, читанные в Мюнхенском техническом университете и в Высшей технической школе г. Дармштадта (ФРГ). По сравнению с этими довольно краткими рукописями лекций основной материал книги был переработан, существенно расширен и приведен в соответствие с современным состоянием техники.

Проблемы, связанные с техникой вертикального взлета и посадки, рассматривались в течение двух последних десятилетий на многочисленных симпозиумах и научно-технических совещаниях, и в специальной литературе появилось большое число интересных работ по разнообразным вопросам, относящимся к летательным аппаратам такого рода. Однако полное и под-

-1) По начальным буквам английских слов Vertical Take-Off and Landing (вертикальный взлет и посадка). В русской литературе используются сокращенные обозначения: СВВП — самолеты вертикального взлета и посадки и СКВП — самолеты с коротким пробегом при взлете и посадке.— Прим. перев. 2) Дословно — самолеты с подъемной силой, создаваемой двигателями.— Прим. перев.

робное совместное рассмотрение всех этих материалов отсутствует. Авторы настоящей книги поставили задачу частично заполнить этот явный пробел-После того как в 1970-х гг.
в ФРГ прекратилась почти всякая активная деятельность в области техники вертикального взлета, эта книга поможет также получить представление о накопленном в прошлом ценном опыте работ в указанной интересной области авиационной техники. Этой цели служит также широкое использование в книге многочисленной специальной литературы и обсуждение полученных результатов.

Публикация этой книги в серии «Учебники для высшей школы», выпускаемой издательством Шпрингера (Springer-Verlag), является дополнением к ранее вышедшим руководствам по авиационной технике. Правда, содержание книги выходит далеко за рачки обычного лекционного материала, и книга адресована, в частности, также и молодым инженерам, занимающимся практической работой.

Подготовка рисунков и текста к печати выполнены в институтах, где работают оба автора. Мы выражаем особую благодарность фрейлен А. Винк-лер {Дармштадт) и фрау М. Габлер (Мюнхен), которые с большой тщательностью проделали огромную работу по графическому оформлению и перепечатке рукописи. Дармштадт, Мюнхен, июнь 1981 г. К- Хафер, Г. Закс


Литература

Кгл. I
1  AGAHD: V/STOL Comparison Study. AGARD Advisory Rep- Nr. 13, 1969.
2  Aviation Week: V/STOL Technology Advances Expected- Aviation Week & Space Technology, 
S. 70-81, 31  Jan. 1977.
3  Beeler, E,F,; Kappus, P.G.: G.E, Turbotip Pan V/STOL Propulsion Systems. Bericht der 
Firma General Electric, 1970
4  Bo 140 V/STOL-Transporter, Messerschmitt-Btilkow-Blohm GmbH, TNA - D 112 14/69, 1969 .
5  Bridenne, A.: Aussichten fur Senkrechtstart- und Kurzstartflugzeuge m der Zivilluftfahrt. 
Interavia, 26. Jahrg., S. 1177-1173,
Ь  Campbell, J.P.; Vertikal Takeoff and Landing Aircraft. New York: Macmillan 1962.
7  Cheyno, E,: Vertiports Design and Operations. AIAA Paper Ыг. 67-891, 1967,
10
12
 Do 231 С und M V/STQL-Transportflugzeug, Projektstudiet Dornier GmbH, Bericht 69/116, 1969,
 HFB 600 V/STOL-Kurzatrecken-Transportflugzeug fur militarische und zivile Verwendung, 
Projektstudie_ Hamburger Flugzeugbau GmbH, Aus-gabe 25-9.1969, TEW/P, 1969,
 Uoffert, H,; Hiemann: Entwicklung des Transportflugzeugs Do 31 und die Herstellung und 
Hrprobung von zwei Experimentierflugzeugen, Dornier Bericht GE51-4S1/69, 1969-
11  Huber, H,; Krafka, H<: Studies on Rotor and Flight Dynamics
Horizontally Stoppable Hingeless Rotor Aircraft, Second European Rotorcraft and Powered 
Lift Aircraft Forum, Buckeburg, 20,-22,9.1976
Interavia: 15 Jahre V/STOL-Technik  Interavia, 24. Jahrg., S. 144-152, 1969,
13  tTnteravia: Kurz- und Senkrechtstart fur den Intercity-Luftverkehr von morgen. Interavia, 
25, Jahrg.  S  45-49  1970
14  Interavia: V/STOL, Realitat mit Grenzen, Interavia, 32. Jahrg,f S, 25-26, 1977.
15  Jermey, D_S.:- ABC-Aircraft Development Status. Sixth European Rotor craft and Powered 
Lift Aircraft Forum, Bristol, GvoAbritannien, 16.-19,9.1980,
16  Kahn, J,F.: V/STOL Airline System Simulation. Journal of Aircraft, Band 5, S. 306-311, 1968,
17  LaiQht, P,; Harrier, an Industry View- AGARD Conference on Military Applications of 
V/STOL Aircraft, 1972,
18  Lindenbaum, В.; Fraga, D-E-: A Review of the U.S. Tn-Service V/STOL Programs. AGARD-CP-126, 
Band 1, S. 3-1-3-17, 1973.
19  flack, K.h,- Wege zum Vertakalstart. Luftfahrttechnik, Band 7, S. 58-70, b- 93-104, 1961.
20  Martin, St.M., Jr.; Erb, L.H.; Sambell, K.W.. STOL Performance of the lilt Rotor. Sixth 
Laropean Rotorcraft and powered Lift Aircraft Forum, Bristol, Groflbntanmen, 16.-19.9.1980.
21  Mernman, H.A.: Operational Experience with the Harrier j.n the Royal Air Force, AGARD 
Conference on. Military Applications of V/STOL Aircraft, 1972.
22  Miller, T.H,, Jr.; Baker, CM,: AV-8A Harrier Concept and Operational Performance - U.S, 
Marine Corps, AGARD-CP-126, Band 1, S, 5-1 - ^ 7973.
23  North, D,M.: V/STOL Design Emphasizes Simplicity, Aviation Week fc Space Technology, 
S. 17-18, Febr. 1977,
24  O'Kourke, G.G.; Outlook for V/STOL Aircraft in the U.S, Navy and Marine Corps- AGARD 
Conference on Military Applications of V/STOt* Aircraft, 1972,
25
26
Phillips, F.C; Testing and Evaluation of the Canadair CL-84 Tilt Wing V/STOL Aircraft. 
AGARD-CP-12?, Band 1, S. 7-1 - 7-13, 1973.
Poisson-Quinton, Ph.: Introduction to V/STOL Aircraft Concepts and Categories. AGARDograph 126, 
S, 1-49, 1966.
31
32
27  Riccius, R#; sobotta, Vt i VAK 191 Б Experimental Program for a V/STOL Strike Recce Aircraft, 
AGARD-CP-126, Band 1, ?. 6-1 - 6-18, 1973.
28  Hichter, G.i Das Lotrechtstart-VcrsuchsflugzGug С 450 der S.N.E.CM.A LuftfaUrttGchnik, 
Band 5, S. 12-16, 1959*
29  Richemont, de, G-. Etude et Mise au Point en Soufflerie et en Vol de 1'Avion Dassauxt 
Miraae III V. AGARD-CP-126, Band 1, S. 2-1 -2*15, 1973.
30
 Schafflcr, J.. Lntwickluna rotorgetriebener riuggerate in der Bun-desrepublik Deutschland, 
Jahrbuch 1968 der PGLE, S- 106-115, 1968.
 Schwarzler, K.: Die Entwicklung von Senkrechtstartflugzeuqen mit Turbinenstrahltriebwerken 
in Deutschland. Jahrbuch 1963 der WGLR, . 26-50, 1963.
 Simpson, R.W.: Computerized Schedule Construction for a VTOL Airbus Transportation System. 
Journal of Aircraft, Band Ъ, S. 299-305, 1968.
33
34
 Thalau, К,; Vergleicnende Beurteilung von Entwiirfen der deutschen Luftfahrtindustrie fur 
ein V/STOL-Kurzstrecken-Transport- bzw. Ver kehrsflugzeug durch eine bachverstandiqenkommission. 
AbschluBbe-ncht. Toil 1/ 26.6.1970-
 VC 160/131 V/SlOL-'Iransportflugzeug, Vereinigte Flugtechnische Vter ke, September 1969.
 VC 500 V/STQL-Transportflugzeug, Vereinigte Flugtechnasche Werke, Dencht M-7-69,  ^
35
36  Wernicko, R-: XV-15 lilt Rotor Research Aircraft and Preliminary Design of a Larger 
Aircraft for the UtS- Navy Subsonic V/STOL Mission, Fourth European Rotorcraft and Powered 
Lift Aircraft Forum, Stresa, Italien, 13.-15. Sept, 1978.
37  Wood, D.: V/STOL am Scheideweg. Interavia, 35. Jahrg,, S- 539-541, 1980.

Km-2

1  Adanson, A.P.; Kappus, P.G.* Propulsion Principles in V/STOL Aircraft. AGARDograph 89, 
S, 11-60, 1964.
2  AGARD: V/STOL Comparison Study- AGARD Advisory Rep, Nr. 18, S- 55-59, 1969.
3  Beeler, E-F.; Kappus, P.G.: G.E. Turbotip Fan V/STOL Propulsion Systems. Bericht der 
Firma General Electric, 1970.
4  Bell: Summary of V/STOL at Bell Aircraft Corporation. Rep, No, 2-59-945001, 1959,
5  Bonin, v,, L.: Zur Schubausnutzung verschiedener VTOL-Triebwerksan lagen. Luftfahrttechnik-
Raumfahrttechmk;, Band 9, S, 8-11, 19b3,
6  Borchers, J-; Muhlbauer, G-; Zimmer, H.F.: Entwurf, Bau und Erpro-bung eines verbesserten 
Propellers fur Flugzeuge der Allgemeinen Luftfahrt- 2, BMFT-Statusseminar Luftfahrtforschung 
& Luftfahrt-technologic, Garmisch-Partenkirchen, fi ./9. Oktober 1980.
7     Bo   140   V/STOL-Transporter,   Messerschnutt-Bolkow-Blohm GmbH, TNA   -   D   112   
14/69,    1969.
8
 Campbell, J.P.; Johnson, L-R-, Jr.: Wind Tunnel Investigation of an External-Flow Jot-Augmented 
Slotted Flap Suitable for Application to Airplanes ^lth Pod-Mounted Jet Engines, NACA TN 3898, 1956.
9 Cook, W_L.; Hickey, D.H.; Quigley, H.C.: Aerodynamics of Jet Flap and Rotating Cylinder Flap 
S1IOL Concepts. AGARD-CP-143, S. 10-1 -10-6, 1974.
10  Creasey, R.F.; Boorer, N.W.; Dickson, R.; Effect of Airframe and Powerplant Configuration 
on V/STOL Performance, AGARDograpn 69, S. 185-221, 1964,
11  Currie, M.M.; Dunsby, I.A.: Pressure Distribution and Force Measurements on a VTOL Tilting 
Wing-Propellers Model. Part I u, II, National Research Council of Canada, Aeronautical Dep, LR 
252 und LR 284, 1960,
12  Davenport, E.E.: Wind Tunnel Investigation of External-Flow Jet-Augmented Double Slotted 
Flaps on a Rectangular Wing at an Angle of Attack of 0° to High Momentum Coefficients. NASA TN 
4079, 1957.
13  Denning, R-M-; Hurd, R.: V/STOL Combat Aircraft Progress from the Powerplant Viewpoint. 
Sixth European Rotorcraft and Powered Lift Aircraft Forum, Bristol, GroBbritannien, 16.-19.9.1980.
14  Doepp, v., Ph.: Luftschraubenberechnung nach dem Verfahren der gleichwcrtigen Tragflugelpolare. 
Luftfahrtforschung, S. 46-5 6, 19 36
15  Do 231 С und M V/STOL-Transportflugzeug Dormer, Projektstudie, Dormer GmbH, Bericht 69/116, 1969.
16  Fink, M.P.: Static Tests of an External-Flow Jet-Augmented Flap Test Bed with a Turbojet 
Engine. NASA TN D-124, 1959.
17  Finki M,?,: Aerodynamic Characteristics, Temperature, and Noise Measurements of a Large-Scale 
External-Flow Jet-Augmented Flap Model with Turbojet Engines Operating. NASA ТЫ D-943, 1961.
18  Fischer, A.: Die Pionierrolle des Strahltriebwerks RB 108 bei der EntWicklung von 
Senkrechtstartflugzeugen- Luftfahrttechmk-Raunw fahrttechmk. Band 11, S. 330-333, 1965.
19  Frost, T.P.; Bishop, R.A.: Vectored Thrust Engines for Single and Multiengined Aircraft, 
Journal of Aircraft, Band 2, 3. 13-19, 1965,
20  Gill, J.C*: Advanced Technology Thrust Vectoring Exhaust Systems. Journal of Aircraft, 
Band 11, S. 764-770, 1974.
21 Glauert, H-; Holl, H.: Die Grundlagen der Tragflugel- und Luft» schraubentheorie _ Berlin: 
Springer 1929 -
22  Hartmann, A,; Lauer, W-: Thermodynamische Auslegungs- und Leistungs betrachtungen von Eln- 
und Mehrstronsystemen fur VTOL-Antriebe, DGLR-Symposium "VTOL-Antrxebe", Vortrags-Nr. 70^038, 
Munchen, Okt. 1970,
23  Hewson, G_T.; Hart, J.S>; Brown, D,M.: SchwenktriebwerksrumpfG fur V/STOL-Flugzeuge - Die 
Sciiwenktriebwerksanlage mit Rolls Royce
RB 145 fur das Flugzeug VJ 101 C. Luftfahrttechnik-Raumfahrttechnik, Band 10, S- 243-247, 1964.
24  HFB 600 V/STOL-Kurzstrecken-Transportflugzeug fur militarische und zivile Verwendung, 
Projektstudie, Hamburger Flugzeugbau GmbH, TEW/P 1969-
25  Hickey, D.H.: V/STOL Aerodynamics: A Review of the Technology. AGARD-CP-143, S. 1-1 
- 1-13, 1974.
26  Johnson, L.R.: Wind Tunnel Investigation of a Small-Scale Sweptbaqk-Wing Jet-Transport 
Model Equipped with an External-Flow Jet^Aug-mented Double Slotted Flap. NASA Memo 3-8-59 L, 1959.
27 Kuchcmann, D.; Weber, J.: Aerodynamics of Propulsion- New York, Toronto, London: McGraw-Hill 1953.

28  Lazareff, M.: Properties et Problems de l'Helic Carnee. AGARDograph. 89, S. 223-254, 1964.
29  Mavriplis, F.; Gilmore, D,: Investigation of Externally Blown Flap Airfoils with Leading 
Edge Devices and Slotted Flaps* AGARD-CP-143, S. 7-1 - 7-12, 1974.
30  McCormick, B.W., Jr.: Aerodynamics of V/STOL Flight. New York, London; Academic Press 1967.

 Munzberg, H.G.: Flugantriebe. Berlin, Heidelberg, New York: springer, Teil Dl, S. 506-531, 1972.
 Neiliefien, W,s Gutebeurteilung von Strahldeflektoren fur V/STOL-Traebwerksanlagen durch Schub- 
und Druckverlustbeiwerte, Luftfahrt-technik-KaumfahrttGChnik, Band 10, S. 318-324/ 1964.
 North, D.M.- V/STOL Design Emphasizes Simplicity. Aviation Week & Space Technology, s. 17-18, 
7- Febr. 1977.
 Przedpelski, 2-J.: Auftriebsblaser fur fortgeschrittene Gerate. Luftfahrttechnlk-Raumfahrttechnik, 
Band 11, s. 325-329, 1965.
35  Quigley, H.C.; Franklin, J.A.: Lift/Cruise Fan-VTOb* Astronautics Aeronautics, Band 15, Nr. 12, 
S, 32-37, 1977.
Eiccius, Rt; Sobotta, w,: VAK 191 в Experimental Program for a V/STOL Strike-Recce Aircraft. 
AGARD-CP-126, S. 6-1 - 6-18, 1973.
Riemerschmid, F,; prechter, H,: Aerodynamik und konstruktive Fragen der Schubvektorsteuerung 
raittels Schubstrahlumlenkung. Luftfahrt-techmk-Raumfahrttechnik/ Band 11, S. 335-341, 1965.
RothfuS, М.Б.; Meier, O.H-: Shaft Power Transmission Systems for Fixed-Wing, V/STOL, GEM, and 
Hydrofoil Vehicles. Journal of Aircraft, Band 1, S. 321-326, 1964.
Schulz, R.W,: VJ 101, ein Vertikalstarter mit Schwenktriebwerken. Luftfahrttechmk-Raumfahrttechnik, 
Band 9, S, 165-169, 1963,
Schwarzler, K>: Die Entwicklung von Senkrechtstartflugzeugen nut Turbinenstrahltnebwerken m 
Deutschland Jahrbuch 1963 der WGLR, S. 26^50, 1963.
Stemberger, M, : Die Entwicklung des ersten deutschen Nachkriegs-Strahltriebwerks M.A-N, RB 153- 
Luftfahrttechnik-Raumfahrttechnik, Band 11, S. 319-324, 1965.
Strater, B.; Experimentelle und theoretische Untersuchungen Problem der Propeller-Flugel-lnterferenz. 
Bericht Nr- 5/73 des Inst f. Flugtechnik der TH Darmstadt, 1973,
43  Strater, B,: Ein Beitrag zum РгоЫеш der Propeller-Flugel-IntGrfe-гепг- Dissertation am 
Fachbereich Maschinenbau der TH Darmstadt, 1976.
44  Swan, W,C; Schott, G.J.. New Engine Cycles - Opportunity for
Creativity. Astronautics fi Aeronautics, Band 13, Nr- 1, S« 24-35, 19 75.
45  VC 400 VTOL-Kippflugel-Transportflugzeug, Vereinigte Flugtechnische Werke, Bericht M-14-66, 
Band II, 1966.
46  VC 400-V Wellensystem, Techn. Mitteilung T-G39 der Vereinigten technischen Werke, 1967.
47  VC 500 V/STOL Transportflugzeug, Vereiftigte Flugtechnische Werke, Bericht M-7-69, 1969.
48  Yaggy, P,F.: The Role of Aerodynamics arid Dynamics m Military and Civilian Application 
of Rotary Wing Aircraft. AGARD Lecture Series Nr. 63, S, 1-1 - 1-14, 1973.

Кгл.З

1  AGARD: V/STOL Handling, I - Criteria and Discussion. Rep. Nr- 577, Teil I, 1970.
2  Bo 140 V/STOL-Transportflugzeug, Messerschmitt-Bolkow-Blohm GmbH, TNA-D 112 14/69, 1969.
3  Do 231 С und M V/STOL-Transportflugzeug Dornier, Projektstudie, Dornier GmbH, Boricht 69/116, 1963.
4  Fischer, I,A,: Testing the Krestel, AGARD Rep- Nr. 518, 1965.
5    Giinter,   S.:   Vornchtung  fur ein. Gasturbmenstrahltriebwerk  zur Steuerung  der  
БсЬиЪэЫгке  bci  eineiu Senkrechtstart-Plugzeug mit  zu beiden  Seiten der  Flugzeuglangsachse  
angeordneten  Strahltriebwer-ken unter Anwendung  der Schubmodulation.   Patent  Nr.   1283601   
der Bundesrepublik  Deutschlaad,   1965.
7
Hafer, X.: VTOL Control Systems, Especially Control by Thrust Modulation. AGARDograph 89, S, 
453-473, 1964-
HFB 600: V/STOL-Kurxstrecken-Transportflugzeug fur militarische und zivile Verwendung, 
Projektstudie, Hamburger Flugzeugbau GmbH, TEW/P, 1969,
8  Hickey, D.H.: V/STOL Aerodynamics: A Review of the Technology, AGARD-CP-143, S. 1-1 - 1-13, 1974,
9  Hoffert, H.; Riemann: Entwicklung des Transportflugzeugs Do 31 und die Herstellung und 
Erprobung von zwei Experimentalflugzeugen. Dornier-Bericht GE51-481/69, 1969.
10  Kuhn, R.E-: Semiempincal Procedure for Estimating Lift and Drag Characteristics of 
Propeller-Wmg-Flap Configurations for Vertical and Short-Take-Off-and-Landing Airplanes, 
NASA Memo 1-16-59L, 1959
f1 Max, H.: Untersuchungen uber Hochstauftrieb infolge Luftschrauben-strahlumlenkung- 
Luftfahrttechnik-Raumfahrttechnik, Band 10, S. 21 24, 1964.
12  Reichert, G-; Basic Dynamics of Rotors, Control and Stability of Rotary Wing ^Aircraft, 
Aerodynamics and Dynamics of Advanced Rotary Wing Configurations. AGARD Lecture Series Nr, 63, 1973,
13  Riccius, R.; Sobotta, W.: VAK 191 В Experimental Program for a V/STOL-Strike-Recce 
Aircraft. AGARD-CP-126, S. 6-1.- 6-13, 1973,
14  Rolls Royce: Design Report 321, 1962.
15  Rolls Royce: Low Noise Lift Fan Engine and Power Plant for VTOL Aircraft Projects. 
TS 1077, 1970.
16  Schwarzler, K.: The Development of VTOL Aircraft with'Turbojet Engines xn the Federal 
Republic of Germany. AGARDograph 89, s, 397 417, 1964.
17  VC 180/181 V/STOL-Transportflugzeug, Vereinigte Flugtechnische Wer ко, 1969.
18  V/STOL at Bell Aircraft Corp., Bell Aircraft Corp-, Rep. Nr, 2-59-945001, 1959,

Km. 4

1  AGARD: v/STOL Handling, I - Ctriteria and Discussion. Rep. Nr. 577, Teil i, 1970.
2  Bedford, A.W-: The Hawker P 7127 V/STOL Strike Fighter. Journal Royal Aeron. Soc, 
Band 66, S, 743-750, 1962.
3  Chalk, C.R.; Key, D.L.; Kroll, J., Jr.; Wasserman, R.; Radford, R.C-: Background 
Information and User Guide for MIL-F-S3300. Air Force Flight Dynamics Laboratory, 
Wright-Patterson Air Force Base, Ohio, AFFDL-TR-70-88, 197U
4  Etkin, B,; Dynamics of Atmospheric Flight. New York, London, "Sidney, Toronto: John 
Wiley & Sons 1972.
5  Hafer, X-: Untersuchungen uber das Verhalten eines VTOL-Flugzeugs im Schwebeflug bei 
Ausfall eines exzentrisch angeordneten Triebwerks, Jahrbuch 1960 der WGL, S. 227-232, 1960.
6  Hafer, X.: Zur Flugmechanik der Senkrechtstarter. Arbeits- u^id For-sChungsgemeinschaft 
Graf Zeppelin11, 64. Stuttgarter LUftfahrtge-sprach, 1963.
7  Hafer, X*; Franke, И.; A Contribution to the Problem of VTOL-Control by Thrust Modulation, 
ATAA Simulation for Aerospace Flight Conference, Columbus, Ohio, Conference-Proceedings, 
S- 70-77, 1963,
8  Hafer, X.: VTOL Control Systems, Especially Control by Thrust Modulation. AGARDograph 89, 
S. 449-473, 1964.
9  McRuer, D-; Ashkenas, I.; Graham, D.: Aircraft Dynamics and Automatic Control, Princeton; 
Princeton University press 1973.
10 MIL-F-83300 - Military Specification - Flying Qualities of Piloted
V/STOL Aircraft, 1970,
11  Oppelt, W.: Kleines Handbuch technischer Regelvorgange. Weinheims Verlag Chemie 1964,
12  Riccius, H.; Sobotta, }*,: VAK 191 В Experimental Program for a V/STOL Strike Recce 
Aircraft. AUARD-CP-126, S. 6-1.- 6-18, 1973.
13  Sachs, G.: Der EinfluB geschwindigkeitsabhangiger Nickmomente auf die Langsstabilitat, 
Zeitschrift fUr 'Flugwissenschaften 22, Heft 3 S. 74-83, 1974.
14  Schaffler, J.; Alscher, H.; Steinmetz, G,; Sinacori, J.B.: Control-Power Usage for 
Maneuvering in Hover of the VJ 101 Aircraft. Journal of Aircraft, Band 4, S. 445-451, 1967.
15  Schmidtlein, H-: Simulation der VAK 191 Б, VFW-Fokker, Bremen, VFW/Epd' - Reg- Nr. 189.
16  Schweizer, G,; Seelmann, H.: The Control Moment Distribution for the Do 31 Hovering Rig. 
AGARD Rep- Nr. 522, 1965.
w
17    Wunnenberg,. H.:   Stabilitat und Steuerbarkeit von VSTOL-Flugzeugen nach Verfahren 
und Ergebnissen aus  der  Do  31-Flugerprobung.  For-schungsbericht  aus  der Wehrtechnik,   
BMVg-FBWT  72-25,   1972.

Кгл.5

1  Abbott, W#: Studies of Flow Fields Created by Vertical and Inclined Jets when stationary 
or Moving over a Horizontal Surface. N.G.T.E. Memo Nr. 391, 1964,
2* Abranovich, G,N_: The Theory of Turbulent Jets. Cambridge, Mass.: MIT Ptess, Mass. 
Institute of Techn., 1963.
3* Abramovitsch, G.N.: Angewandte Gasdynamik. Berlin; VEB Verlaq Tech-nik 1953. 
4  Adarkar, D.B.; Hall, G-R-: The "Fountain Effect" and VTOL Exhaust Ingestion, ATAA 6th 
Aerospace Sciences Meeting, New York, 22.-24, Jan, 1968.
5  Bakke, P.: An Experimental Investigation of a Wall Jet. Journal of Fluid Mechanics, 
Band 2, S. 467-472, 1957.
6  Bell Aircraft Corporation: Summary of V/STOL. Rep. Nr. 2-59-945001, 1959.
7  Betz, A.: Die Hubschraube in Bodennahe, ZAMM, Band 17, S_ 68-72, 1937.
8  Brinkman.n, H.: Herstellung und Erprobung einer US-Kunst:stoffplatte ftir 
Senkrechtstarteinsatz. EWR-Bericht Nr. 11/66, 1966.
9  Campbell, J.P.: Ground Proximity Effects'Associated with V/STOL Aircraft, 
Eighth Anglo-American Aeronautical Conference, S. 95-127, 1961 ,
10  Cox, M,; Abbott, W_: Studies of the Flow Fields Created by Single Vertical Jets 
Directed Downwards upon a Horizontal Surface, N.G.T4E, Memo Nr. 390, 1964.

11     Davenport,  E.E-;   Spreeman,   K-P-:   Thrust  Characteristics  of Multiple 
Lifting  Jets   in   Ground Proximity.   -NASA  TN   D-513,    1960.
12    Dent,   J.M.:   Overcoming Ground Erosion  Effects   in  the  Operation  of Jet 
Lift  Aircraft.   AGARD   Rep,   Kr.   516,    1965.
13     Dick,   P,;   Kuhl,   P-:   Heiftgasrezirkulation  beim V/STOL-Strahltrans-portflugzeug  
Do   31   und   ihre   Bedeutung   fiir   zukunftige   V/STQJ>Ent-wicklungen-   BMVg-FBWT   
72-29,    1972.
14    Forthmann,  E.:   Uber die  turbulente  Strahlausbreitung.   Ing.  Arch., Band  V,    
1,   S.    42-54,    1934,
15    Gentry,   G.L.;   Margason,   R.J-:   Jet Induced Lift Losses  on VTOL  Configurations  
Hovering  in  and Out  of  Ground Effect.   NASA ТЫ  p-3166, 1966.
16     Glauert/   M.B.:   The Wall  Jet,   Journal  of Fluid Mechanics,   Band   1, S.   
625-643,   1956,
17     Hoffert,   H-;   Riemann:   Entwicklung  des  Transportflugzeugs  Do  31   and die  
Herstellung  und Erprobung  von  zwei  Experimentalflugzeugen, Dornier-Bericht GE  51-481/69,   
1969-
18     Knight,   M.;   Hefner,   R,A.:   Analysis  of  Ground Effect on  the  Lifting Airscrew,   
NACA Techn.   Motes Nr,   835,   1941.
19    Koch,   W-:   Windkanalrnessungen   am  Gesamtinodell   der  VC   400   im  groRen 
Windkanal  der Eidgenossischen Flugzeugwerke   in Emmen*   VFW^Bericht M-45-66,    1966.
20     Kruse,   H. ;   Hatecki,   R. ;   Wiinnenbexg,   H, ;   V/STOL-Strahltransporter 
Do   31.   Dornier-Bericht   68/6,    1968-
21     Liem,   K.:   Stromungsvorgange   beirn   freien  Hubstrahler.   Luftfanrttech-niJcr   
Band  8,   S,   19S-207,   19G2.
22     Louisse,   J-;   Marshall,   F.J.:   Prediction  of Ground-Effects   for VTOL 
Aircraft with  Twin Lifting Jets.   Journal" of Aircraft,  Band  13,
S.    123-127,    1976.
23  Mack, K-W-: Der Bodeneffekt als Entwicklungsgrundlage von Schwebe-geraten, Luftfahrttechnik, 
Band 6, SP 5-21, 1960
24  Pabst, O.E>: Die Ausbreitung haij3er Strahlen in bewegter Luft, Luftfahrttechnik, 
Pand 6, S. 271-279, 1960.
25  Parlett, L,P,: Experimental Investigations of Some of the Parameters Related to the 
Stability and Control of Aerial Vehicles Supported
by Ducted Fan- NASA TN D-616, 1961.
26
Penrose, C.tf,: The Requirements for an Evolution (of a Test Rig for Exhaust Gas 
Recirculation Studies of V/STOL Aircraft. Sixth European Rotorcraft and Powered Lift 
Aircraft Forum,
27  Richartz, 0.: V/STOL Accidents or Incidents, AGARD-CP-76, S- 16-1 -18^7, 1970,
28* Schiichting, H-: Grenzschichttheorie. Karlsruhe: Verlag G. Braun, 1951 -
29     Schwantes,   E-:   Die  Rezirkulationsstromung ernes  VTOL-Hubtriebwerks. DLR-FB   
72-50,    1973
30     Schwarzler,   K.:   Die  Entwicklung von  Senkrechtstartflugzeugen ftdt 
Turbmenstrahltnebwerken  in Deutschland,   Jahrbuch  1963 der WGLR, S.   26-50,   1963.
31     Seibold,  W-:   tjber  die  von Hubstrahlen  an  Senkrechtstartern еггеид-ten 
Sekundarkrafte,   Jahrbuch   1962  der WGLR,   S.   257-275,   1962.
32     Spreeman,   K.P.;   Sherman,   J.R»:   Effects  of  Ground Proximity  on  the Thrust  
of  a  Simple  Downward-Directed Jet Beneath a  Flat  Surface, NACA ТЫ   4407,    1958.
33     Stepniewski,   W>2,:   Introduction  to Helicopter Aerodynamics.   Morton, Pa.:   
Hotorcraft Publishing Committee   1958.
 Stepniewski,   W.Z.:   Basic Aerodynamics  of Convertible  Rotor/Propeller Aircraft   
AGARDograph   126,   S.    149-236,    1968.
 strauber,  M,:   Untersuchungen   zum Temperaturemflufi  auf  induzierte Strahleffekte.   
DFG-Zwischenbericht Ha  514/3,   1969
36     Strauber,   M.:   Untersuchungen  zum Temperaturemf luB  auf  induzierte Strahleffekte  
-  Texl II:   Mischung emes HeiB-Luftstrahls   in  ruhen-der  Umgebung unter dem EinfluB  
des  Bodens.   Jahresbencht  zum DFG-Vorhaben Ha  514/3/19/26,   1971.
37     Strauber,  M.:   Untersuchungen  zum TemperaturemfluG  auf  induzierte Strahleffekte   
-   Teil   III:   Rezirkulation   von  HeiBgasen   bei   Modell-versuchen.   Bericht des  
Inst.   f,   riugtechnik der  TH  Darmstadt   1/72, 1972.
38  Tollmien, W.: Berechnung turbulenter Ausbreitungsvorgange. ZAMM, Band 6, S. 468-478, 1926.
39  Vesigot, J,P,; Gire, E, : Terrain de Decollage du Atternssage pour Avion V/STOL. 
AGARDograph 46, S. 335-370, 1960.
40  Welte, D.t Do P 389-StrahlinterferenzeinfIu3. Dornier Aktenvermerk EA-389, 1964.
41  Welte, D.: Ergebnisse und Erfahrungen zur aerodynamischen Strahl-interferenz beim 
VTOL-Strahltransportflugzeug Do 31 und ihre Anwen-dung auf zukunftige V/STOL-Entwicklungen. 
BMVg-FBWT 72-22, 1972
42  Welte, D.: Die Bedeutung der aerodynamischen Strahlinterferenz bei der Entwicklung und 
Erprobung des V/STOL-Transportflugzeugs Do 31 Vortrag 72-106, DCLR-Jahrestagung, 1972.
43  Welte, D.: Prediction of Aerodynamic Interference Effects with Jet-Lift and Fan-Lift 
VTOL Aircraft. AGARD-CP-143, S. 23-1 - 23-9, 1974
44  Werle, H.; Armand, C- Mesures et Visualisations Instationaires злг le Rotor. ONERA TP 
Nr. 777, 1969.
45  Williams, J.: Turbo-Jet/Turbo-Fan Aircraft. AGARDograph 126, S. 291 347, 1968,
46     Wunnenberg,   H..   Stabxlitat  und  SteuerbarJceit von  V/STOL-Flugzeugen nach 
Verfahren  und Ergebni^sen  aus  der Do  31-Flugerprobung. BMVg-FBWT   72-25,   1972
Кгл 6
1  AGARD V/STOL Handling, I - Criteria ana Discussion, Rep. Nr. 577, Teil I, 1970.
2  Barche, J.: Developing a Prediction Method for Jet Induced Effects of Arbitrary Jet-Lift 
V/STOL Configuration- VFW-Keport Topic 15, Contract Nr- N00140-74C.Q113, 1975
3  Bruna,ng, G.: Zur zeitoptimalen Transition von VTOL-Flugzeugen, Zeit-schnft fur 
Flugwissenschaften 14, Heft 11/12, S. 479-490, 1966,
4  Chalk, C.R.; Key, D.L.; Kroll, J., Jr,; Wasserman, R,; Radford, H,C. Background Information 
and User Guide for MIL-F-83300, Air Force Flight Dynamics Laboratory, Wright-Patterson Air 
Force Base, Ohio, AFFDL-TR-7G-88, 1971,
5  Curtiss, II.C, Jr.: An Analytical Study of the Dynamics of Aircraft in Unsteady Flight, 
USAAVLABS Technical Report 65-48, U.S. Army Avistion Material Laboratories, Fort Eustis, Virginia, 1965.
6  Etkin, В.: Dynamics of Atmospheric Flaght, New York, London, Sidney, Toronto: John 
Wiley & Sons 1972.
7 Fricke, k.B-, et al*: A Wind Tunnel Investigation of Jetc Exhausting into a Crossflotf 
Air Force Flight Dynamics Laboratory, Wright-Patterson Air Force Base, Ohio, AFFDL-TR-70-T54, 1970.
S Friedel, H.; Stopfkuchen, K.: Em Verfahren zur Berechnung zeitopti jnaler Ubergangsfluge 
von VTOL-Flugzougen. Jahrbuch ТЭ63 der WGLRf 5. 85-96, 1963-
Э  Gunter, Ь-; Regelbarer Lufteinlauf insbesondere fur Strahltriebwer-Ke_ Auslegeschrift 
107B375 des Deutschen Patentamtes v. 24. Marz 1960 (Anmeldetag 8. Aug. 1958).
10  Gunter, S.: Studies on the Transition of VTOL Aircraft- AGAHDograph 46, S. 579-589, 1960,
П  Hafer, X.; Franke, H,; A Contribution to the Problem of VTOL-Control by Thrust Modulation, 
AIAA Simulation for Aerospace Flight Confer-ence, Columbus, Ohxo, Conference-Proceedings, 
S. 70-77, 1963.
12  Hafer, X,: Zur Flugmechanik der Senkrechtstarter- Arbeits- und Гог-schungsgememschaft "
Graf Zeppelin, 64. Stuttgarter Luftfahrtge-sprach, 1963.
13  НГВ 600 V/STOL-Kurzstrecken-Transportflugseug fur militarische und zivile Vorwendung, 
Projektstudie, НаргЬигдег Flugzeugbau GmbH, Aus-gabe 25.9.1969, TEW/P, 1969.
14  Herb, H-: Vergleich von start- und Landeleistungen strahlgestutzter Senkrechtstarter. 
DLR FB 69-61, 1969.
15  Hess, J-Ij,; Smith, A.O.H.: Calculation of Nonlifting Potential Flow about Arbitrary 
Three Dimensional Bodies. Douglas Aircraft Corp. Rep- Eb 40622, 1962.
16  Huntley, ?,: Landing Transition Paths wnich Optimise Fuel, Time or_ Distance for Jet-Lift.
Transport Aircraft m Steep Approaches. ARC R*M 3732, 1974.
17  Jordi"nson, R.; Flow m a Jet Directed Normal to the Wind. ARC R&M 3074, 1956
16  Keffer, J.F.; Barnes, W.D,: The Round Turbulent Jet in a Cross-Wind. Journal of Fluid 
Mechanics, Band 15, S, 481-496, 1963.
19  Korner, H,: Berechnung der potentialtheoretischen Stromung um Flu-gel- Rumpf-Kombmationen 
und Vergleich mit Hessungsn. Zeitschrift far Flugwissenschaften 20, Keft 9, S. 351-368, 1972.
20  Kowalke, F.: Flugphysikalische Aspekte der Entwicklung von Kipp-
fluge^Tanaern-/Konfl9ura-txonen* DLR Mitteilung 69-06, S, 70-112, 1969.
2Л  Kraus, w. ; Sacher, B<: Das Panelverfahren ^ur Berechnung der Druck-verteilung von 
Flugkdrpern ira. Unterschallbereich, Zeitschrift fur Flugwissenschaften 21f Heft 9, S. 301-311, 1973.
Kuhnf R.E.; HcKinney, O-, Jr.: NASA Research on the Aerodynamics of
Jet VTOL Engine Installations. AGARDograph 103, S-eil 2, S. 695-719,
1965.
Langfelder, H.: Die РгбЫете der Luf teinlaufe bei Senkrechtstart-
flugzeugen nit TL-Triebwerken. Jahrbuch der WGLR, S. 233-241t 19C3-

 Leistner, R,; Strahlemf luB- und Bodensogversuche am 1:10 Modell des Typs 320 in kleinen 
Windkanal Emmen, EWR-Bericht Kr. 109/63, 1963,
 Lobert, G-: Expenmentelle Untersuchungen гщ Problem der Strdmungs abldsung bei 
Kippflugelflugzeugen in der Landetransitionl DGLR-Mitteilung 69-06, S. 191-236, 1969.
 Margason, R.J.: Tlte Path o^ a Jet Directed at Large Angles to a Subsonic Free Stream. 
NASA TN D-4919, 1966.
27  MeRuer, D.; Ashkenas, I.; Graham, D.: Aircraft Dynamics and Automatic Control. 
Princeton; Princeton University Press 1973,
28  aiL-F-33300 - Military Specification - Flying Qualities of Piloted V/STOL Aircraft, 1970.
29  Hishimuar, H.: Fuel Minimum Takeoff Path of Jet Lift VTQL Aircraft. Journal of 
Aircraft, Band 17, S. 290-291, 1980.
30  Poisson-Quinton, Ph.; Introduction to V/STOL Aircraft Concepts and Categories» 
AGAHDograph 126, S. 3-49/ 1969-
31  Prandtl, L.: Ergebnxsse der Aerodynamischen Versuchsanstalt zu Gottmgen. II. Lieferung, 
S. 41, 42, 1923.
32* Ramnath, K,V,: Transition Dynamics of VTOL Aircraft. AIAA Journal, Band 8, S. 1214-1221, 
1970.
33  Riccius, R.; Sobotta, W-: VAK 191 В Experimental Program for a V/STOL Strike Recce Aircraft. 
AGARD-CP-126, S. 6^1 - 6-18, 1973.
34     Rolls   Royce:   Presentation  on V/STOL Powerplants     Rep,   TS   1077,   
Rolls Royce Limited,   1970*
35     Sachs,   G.:   Static  Stability  and Aperiodic  Divergence,   Journal  of Aircraft,
   Band   12,   S.   497-500,    1975.
36     Schaub,   O.W> :   Experimental   Studies   of  VTOL   Fan^In-Wmg   Inlets. AGARDograph 
  103,^S.   715-746,    1965,
37     Schlichting,   H.;   Trискеnbrodt,   E.:   Aerodynanuk  des  Flugzeugs,   Band I,   2. 
  Auflage,   Berlin,   Heidelberg,   New  York:   Springer,    1967,
38     Schulz,   G,;   Viehweger,   G-:   Sekunddrkrafte  an  einem Ser-crechtstarter beim 
 Schwebe-   und  Transitionsflug mit   Berucksicitigung   des   Boden-effekts.   Jahrbuch  
 1967   der WGLR,   S.    152-161,    1967/
39     Schulz,   G.:   Berechnung  der   Druckverteilung   auf einem  Flugzeugrurpf Kilt  
austretenden   Hubstrahlon  mittolb   Singulantaten.   DLR Mitteilung 70-28,   S.    10И-10.36, 
   1970.
40     Schwarzler,   K.:   Die   Ent/Jicklung   \on   Senkrechtstartflugzeugen  mit 
Turbmenstranltriebworken   in   Deutschland.   Janrbuch   1963   der  hGLR, S.   26-50,    1963.
41     Siclari,   M.J.;   Migdal,   D.;   Luzzi,   T.W.,   Jr-;   Barche,   J,;   Palcza, J.L.;  
 Development   of   Theoretical   Models   for   Jet-Induced  Effects   on V/STOL Aircraft,   
Journal   of  Aircraft,   Band   13,   S,   933-944,    1976.
42     Snell,   lu :   Л Method   for  Calculation   of   tne   Flow   Induced  by   a  
Jet Exhausting  Perpendicularly   into   a   Crossflow,   AGARD-CP-143,   S.    18-1   
-18-16,    1974,
43    Struck,   H.;   Klevenhusen,   K.-D.J*   Tne   Prediction of  Jet   Interference 
Effects   oy  Means   of   Panel  Methods.   Euromech   Colloquium   75,   Rhode St.   
Genese,    1976.
44     Vogler,   R.D.:   Ground  Effects   on   a   Multiple-Jet  VTOL  Model   at  
Transition  Speeds   Over   Stationary   and  Movinc,   Ground   Planes.   NASA Proposed   
Technical Note,    1965.
45     biles,   W.F.:   Jet  Lift   Intakes,   AGARDograph   103,   S.   565-586,    1965.
47
43
Williams, J.; Butler, S.r.J.: rurther Developments in Low-Speed
lund-iunnel Tecnniques for V/STOL and High-Lift Model Testing. RAE IN Aero 2944, 1964.
Williams, J.; Wood, M,N.: Aeiod^namic Interference Lffect with Jet-Lift V/STOL Aircraft 
under Static and Forward Speed Conditions. Zeitschnft fur Flugtfissenschaften 15, Heft 7, S. 
237-25b, 1967.
bolkovitch, J.; Walton, R-P,: VTOL and Helicopter Approximate Transfer Functions and 
Closed-Loop Handling Qualities, Systems technology. Inc., Hawthorne, California, TR 128-1, 1965.
hooler, P.T.; Burqhart, G.H.; Gallagher, J,T,: Pressure Distribution on a Rectangular 
lung with a Jet Exhausting Normally into an Air-stream. Journal of Aircraft, Band 4, S. 537-543, T967.
JKra.7
1  AGARD: Recommendations for V/STOL Handling Qualities, Rep. Nr. 408, 1962.
2  AGARD: Recommendations for V/STOL Handling Qualities (with an Addendum Containing 
Comments on the Recommendations). Rep. Nr. 408A, 1964,
3  AGARD: V/STOL Handling, t - Criteria and Discussion, Rep. Nr. 577, Teil X, 1970.
4  AGARD: V/STOL Handling, II - Documentation. Rep, Nr. 577, Teil II, 1973.
5  Chalk, C.R.; Saunders, G.; Kroll, J.; Eckhart, F.; Smith, R. : V/STOL Flying Qualities 
Criteria Development, Volume I, A Proposed Military Specification for V/STOL Flying Qualities. 1968.
6  Cnalk, C-R.; Saunders, G.; Kroll, J,; Eckhart, F.; Smith, R.: V/STOL Flying Qualities 
Criteria Development, Volume II, Background Information and User's Cuide for the Proposed 
Military Specification for V/STOL Plying Qualities. 1968,
 Chalk, C.R.j Neal, T.p ,;.Harris, T.M.; Pritchard, F.E.: Background Information and User 
Guide for MIL-F-8785B(ASG). Air Force Flight Dynamics Laboratory, Wright-Patterson Air Force Base,
 Ohio, AFFDL-TR-69-72, 1969,
8  Chalk, C.R.? Key, D.L.; Kroll, J.t 0r>; Wasserman, R.; Radford, R.C.; Background Information 
and User Guide for MIL-F-83300. Air Force Flight Dynamics Laboratory, Wright-Patterson ^ir 
Force Base, Ohio, AFFDL-TR-70-88, 1971.
9  Kroll, J_, Jr.: Initial VTOL Flight Control Design Criteria Development - Discussion of 
Selected Handling Qualities Topics, Air Force Flight Dynamics Laboratory, Wright-Patterson 
4ir Force Base, Ohio, AFFDL-TR-67-151, 1967.
10  MIL-F-83300 - Military Specification - Flying Qualities of Piloted V/STOL Aircraft- 1970.
11  MIL-F-8785B(ASG) - Military Specification - Flying Qualities of Piloted Airplanes. 1969.
Km. 8
1     Bfunmg,   G-;   Hafer,   X-:   Flugleistungen,   Berlin,   Heidelberg,   Hew York:   
Springer   1978,
2    Deutsche   Lufthansa:   Methods   zur   Berecrnimg  der   Direkten   Betriebsko sten 
von  Flugzeugen.   Int.   Beri^ht  НДМ  IP,   1964.
J     Deutsche  Lufthansa:   Gesichtspunkte   zur Berechnung der  Direkten  Be-triebskosten   
von   V/STOL   Flugzeugen.   Mitteilung v,   30.7,1969,
[    Deutsche  Lufthansa:   Leistungen,   Direkte  Betrieb^kosten,  Wirtschaft-
lichkeit  fur Verkehrsflugzeuge.   Int.   Bencht HAM IP,   Teil  I-III, 1973.
5     Do  231   С  und M,   V/STOL-Transportflugzeug Dormer,   Projektstudie Dormer  GmbH,   
Bericht 69/116,   1969.
6    Dunn,   D.G>;  Peart,  N.A.:   Aircraft Noise  Source  and Contour Estimation.   
NASA CR-114   649,    1973.
7    Gesetz   zum Schutz   gegen  den Fluglarm,   Bundesgesetzblatt Nr     28, Teil   I,   
?-   282-286,    1971.
8     Gibs,   J-;   Stepniewski,   W.2.?   Spencer,   R, :   Effects  of Noise  Reduction 
on  Characteristics  of  a  Tilt  Potor Aircraft,   Journal  of Aircraft, Band   13,   S.   
919-925,   1976.
9     Hafer,   X,:   Em   Beitrag   zcr   aerodynaraischen   und   flugme^hanischen 
Aus-legung  von  VTGL-Uberscnallflugzeugen-   Jahrbuch   1963  der  WGLR,   3. 51-57,    1963.
10     Hamel,   P.:   hoise-Abatement  Flight   Profiles   for  CTOL   and   V/STOL  Aircraft.    
DLR-FB   71-10,    1971,
11     Hamilton  Standard:   propeller  and Gearbox System  for  a  VFW-Tiltwing-Transport-Aircraft.   
SPO8A6 9,    1969.
12     Jonischkeit,   R.:   Vorlesung   uber   "Entvjurfsprobleme   der  rlubschrauher^ technik"   
a*-i der  TH   Darnstadt,   Teil   3,   Projektierung,    7971.
13    Kryter,   K.D.:   Scaling human  reactions   to  the  sound  from  aircraft. Journal   
of   the   Acoustical   Society   of America   31,   S-    1415-1429,    1959.

 Kryter,   K.D-;   Pearsons,   K.S,:   Judgement  tests   of  the   sound  from pis~-ton  
turbojet  aid  turbofan  aircraft.   Sound   1,   Nr.   2,   S.   24-31,   1962
 Kr  ter,  K.D.;   Pearsons,  K.S.;   Some  effects  of spectral  content  and duration  
on  perceived  noise   level.   Journal  of  the  Acoustical Society of  America   35,   S.
    866-863,    1963,
 Kryter,   K.D-;   Pearsons,   K-S.;   Modification   of noy   tables.   Journal of  tne 
Acoustical Society  of America   36,   S-   394-397,    1964.
 Kuhn,   R.E-;   Me   Kinney,   O-,   Jr.:   NASA   Research   on   the   Aeroaynamics of 
Jet VTOL Engine  Installations,   AGARDograph   103,   S.   69Г-713,
 Luftfahrtbundesamt:   Lufttuchtigkeitsforderungen   fur  Verkehrsflug-zeuge-   FAR  Part   
25,    1973-
 Mentzel,  H,s   Tocnnisch wirtschaftliche Analyse der Direkten Be» triebskosten  von 
Luftfahrtgesellschaften.   Dissertation  am Fachoe-reich Maschinenbau  der  TH   Darmstadt,  
  1972
 Nitsche,   V.:   Die   digitale   Simulation   von   Larmschutzbereichen   in   der 
Umgebung von   Verkehrsflugpldtzen.   Dissertation  am Fachbereich Ma-f
schmenbau  der  TH   Darmstadt,    1978.
 Nitsche,   V.:   Flugmechanische  Untersuchungen  2um Problem steiler Landeanfluge   fur 
  V/STOL-Flugzeuge.   DFG~AbschluJ3bencht   aus   dem  Inst
f.   Flugtechnik  der ТИ  Darmstadt,   1973
22    Norm-Atmosphare   DIN  5450,   \'ov-   1968.
23     Robinson,   D,W. ?   Bowsher,   J.M, ;   Copeland,   w.C:   On  judging the  noise
from aircraft  in  flight.   Acoustica   13,   S.   324-336,   1963.
24     Rolls  Royce:   Presentation  on V/STOL, Powerplants,  Vol  IV,   RB  202 Engine,  
 1970.
25    Schmitz,   F.H.;   Stepniewski,   W.Z.:   The  Reduction  of VTOL Operational Noise  
 through Flight Trajectory Management.  AIAA Paper Nr.   71-991 1971,
26    Thalau,   K.:   Vergleichende  Beurteilung von  Entwurfen  der deutschen 
Luftfahrtxndustrie 
  fur ein V/STOL-Kurzstrecken-Transport-  bzw    Ver-kehrsflugzeug durch  exne  
Sachverstandigenkorrjuission-   AbschluBbericht Anl.   5,   26.6.1970.
27    VC  500  V/STOL-Transportflugzeug,   Vereinigte  Flugtechmsche Werke, Bencht  M-7-69, 
   1969.
28    Wiles,   W-F.:   Jet  Lift   Intakes.   AGARDograph   103,   S.   559-588,    1965,
29    Worrlem,  K,:   Berechnungen  fur Kreisprozesse  moderner Strahltneb-
werke,   Bericht Nr.   10/81   des  inst.   f.   Flugantnebe  der  TH  Darmstadt, 1981.
Работы,  имеющиеся на русском языке
(в основном списке литературы отмечены звездочками)
- Глауэрт Г. Основы теории крыльев и винта-  Пер- с англ.— М-—Л.: Гостехиздат,   1931.
2.27.   Кюхеман   Д.,   Вебер   Дж.   Аэродинамика   авиационных   двигателей: Пер.  с  
англ.—М.:   ИИЛ,   1956.
5-2. Абрамович Г- Н. Теория турбулентных струй, 2-е изд.— М.: Наука,
1984 (1-е изд.— 1964). 5-3- Абрамович Г. Н- Прикладная газовая динамика, 4-е изд.— М.:  Наука,
1976.
5.28.   Шлихтинг  Г.  Теория  пограничного слоя:  Пер.  с  нем.— М.:   Наука, 1974.
6.32. Рэмнет. Динамика переходного режима самолета вертикального взлета и посадки.— 
Ракетная техника и космонавтика,  1970, № 7. с. 37.

Предметный  указатель

Автоматическая  система   компенсации   моментов  195
—   — управления 326
Атмосферные возмущения допустимые  327
Баланс вертикальной тяги, расчет 332, 333 Балансировка  СВВП 86 — 88
—   — продольная 312,  316 Боде диаграмма   98
Вайсинеера  теория  несущей  линии   77 Векторы   собственные   287,   290,   29Й — 300 
Ветер, влияние на отрыв приземной ^труи 218
—  повышение   температуры    в    воздухозаборнике   219
Виегпа теорема  147,   153,   157,  284 Винт  в  кольцевом канале 37»  79—81
—  воздушный   83,   84
—  несущий   вблизи   земли   227—229
—   — — — прирост тяги  228 Вихревая     система    для     конфигурации
винт — крыло  77
Влияние    близости    земли    газодинамическое   197—299
—  — — на   вертикальную   посадку   230 — 232
-----------тепловое   212,   220^-222
Воздухозаборники  двигателей   252,   253
—  — потери  давления  257,   258
—  — форма входа 253» 256
Время   удвоения   отклонения   233,   294
Годографы   корневые    U6,    152,    283,    285
Градиент тангажа  293
Градиенты   управления»  требования 321
—  управляющих   отклонений   и   сил,   требования  323
Грасгофа число 216
Дальность   полета,   зависимость   от   окружающих   условий   337
—  — — — температуры  воздуха  336 Двигатели  «Пегас» 61—63
—  подъемно-маршевые   поворотные   57,   58
—  — с    поворотом    вектора    тяги    57 — 59
—  подъемные  56
—  — двухконтурные   55
—   — одноконтурные 55
—  турбовинтовые   81—85 Движение   СВВП  боковое   294 — 296
—  — в  вертикальной   плоскости   собственное   130
-------длиннопериодическое   283t   284,   287,
289
—   — коротко периодическое  283,   284,  287, 292
—   — по   крену   вблизи   земли    233, 234
—   __ _ рысканию   185,    186
—  — — углу атаки   285 ¦w — ф\гоцдное   285

Движения по крену и спирглн, требования  324
Демпфирование, влияние на эффективность управления  165,   166
—-------характеристики переходных процессов   138,   139
—  зависимость    от    удельной     нагрузки винта   137
—  искусственное 301
—  собственное,    влияние    на    управление 91—93
Деформация струй при поперечном обтекании   239—242
Диаграммы   векторные   287,   290,   298 — 300 Диаметр струи эффективный  204
Дифференциальное     изменение     общего шага   88
—  отклонение поворотных двигателей  102-103
—  управление   тягой   двигателей    87,    88, 94 — 96,    103,   170
Задатчик угла тангажа   163,   303 Закрылок   однощелевой   114 Запаздывание    
переходных     процессов     в
двигателе   96,   97 Запас  подъемной  тяги   334
—  тяговооруженности   потребный   341
—  управления   на   режиме   висения,  требования  321
Зона  недопустимого шума  345 — 348
—   — — определение 343 — 354
Импульсное   сопротивление   самолета   118,
260, 261 Инерционность системы управления 88, 90
—  —  — рекомендации   311 Интерференция   струй   238 — 240
Каналы газоотводные 211,   212
Классы самолетов 318
Колебательные формы бокового движения,
требования   324 Конфигурации СВВП типичные 23$
Коэффициент     аварийного     форсирования двигателя   343f   344
—  восстановления   давления   253,   257
—  использования тяги  49
—  тяги   винта   71 — 74 Коэффициенты    передаточных    функций
125—129
—  усиления   обратной   связи   301,   302 — системы    управления    СВВП
VJ   101C Кпд двигателя на   месте 53
Летающий стенд 25, 26,   169
Маневренность  СВВП  304 Маневрирование СВВП 86—88 Метод зеркального 
отображения  219
Метод корневого годографа   146,   152,   283, 285
Модель базовая поведения СВВП 301
—  несущей   линии   77
Момент  двигателя  гироскопический   191 — 193
—  крена,    индуцированный   струями    208, 209
—  тангажа   индуцированный   249 — 251 -----------струями   207,   208
Неравномерность течения в воздухозаборнике 253,   254
—   — — — методы   определения   255 Нормальное  полетное состояние  самолета
320
Обтекание   винта   косое   74 — 76
—  — осевое 69 — 74
—  крыла   потоком   от   винта   273,   274 Ограничения   
летные   оперативные   319
—   — предельные 320
—   — технические   319
Отказ двигателя   193,   195,  321
—   — вероятность   339,   341
Ошибки измерения при вертикальной посадке   СБВП   136
Перепад   давления    между    воздухозаборником и соплом  255,   
256 Перерегулирование  151 Переходная   скорость,   определение   320 П
ереходный   режим   взлета   277,   278
—   — движения СВВП с поворотным крылом   275 — 280
—   — изменение  угла  атаки  276,   277
—   — посадки   278,    279
—   — уравнения   движения   263 — 265 Переходные   режимы    посадки   различных
СВВП
-------СВВП   VJ    101C-X1   269,    270
-----------VJ   191B
Пластины перфорированные для уменьшения  потерь  подъемной  силы   211,  212
Площадь,  ометаемая  винтом  53
Подскок   самолета   233
Помпаж 254
Постоянная  времени двигателя  97
Потери вертикальной тяги, влияние окружающих условий  329,  330
—  ^косинусные*   175,   177
—  на  управление при внсении и балансировке   331
—  подъемной    силы,    индуцированные струями   202,   203t   206
—   — — — — для различных СВВП 249 — 251
—  — — — — методы  расчета   241—247
—  — — — — — — упрощенные    244 — 246
—  полного   давления   в   воздухозаборнике 330
—  — — — — допустимые 253
—  тяги   при   дифференциальном   отклонении  двигателей   103,   104
—  — — отклонении   потока   330—332
—  — — попадании   горячего   газа   в   воздухозаборники   214
Поток восходящий  (фонтан)  214,   229»   230 
Привод  лопастей   воздушного   винта   83 
Приводы   воздушных   винтов   синхронизированные   343 
Процессы управления переходные 167,  168
Разнос двигателей  боковой   100
Расходы эксплуатационные на содержание СВВП  338t   339
Реакция СВВП на управляющее воздействие, требования 322
Рециркуляция в поле ближнем 213, 214,220 -----------дальнем   213,   217,   220
—  — случае  одиночной   струи   215
—  влияние   на   летные   качества   234 — 236
—  способы ее  уменьшения  222,   223 Решетки газоотводные 211, 212 
Рули   струйные   83,   I05—108
—  — потерн   в тяге   103,   109 Руль   зажатый   159,   294
—  свободный   159,   294
СВВП   ABC  *Сикорски»   24t   46
—  «Бальзак»  20,   28
—  гражданского    применения    19,    40—44
—  «Грумман-698* 24,  45
—  «Колеоптер» 20, 25, 26
—  сРоторджет» 24,   46
—  с     вертикальным     положением     
фюзеляжа  при  взлете и  посадке 25t  35
—   — нормальным   положением   фюзеляжа 
при взлете и  посадке 25,  26
—  — поворотным крылом 37 — 40
—  — поворотными     несущими    винтами 35 — 37
-------ТРД   25 — 34
—  «Харриер»   21,   29
—  Во   140   23,   43,   44
—  CL-84,    22,    39
—  Do   31   21,   31
—  Do  231   23,   41
—   HFB  600 23,   42
—  Р   М27   20,   28,   29
—  SC   I   20,   28
—  VAK  191B 21, 32
—  VC  180 23,  41
—  VC 400 22, 39
—  VC   500   23.   42,   43
—  VJ   101C   21,   30
—  VTO  20t   27
—  VZ-2   22t   38
—  X-13  20,   23,   26
—  X-14A 20,  27
—  X 19A   22,   36
—   X-22A 22,  37
—   XC-142   22,   38
—   XFV-12A   24,   45
—  XFY-I   22,   35
—  XV-3 22,  35, 36
—   XV-4A   21,   33
—  XV-4B   21,   33
—   XV-5A   21,   32
—  XV-15   22,   37
Связь   вращательного    и    
поступательного движений   СВВП   154,    189,    190
—  управлений   по   угловому   и   вертикальному движениям   169,   170
Силовые    установки    вентиляторные подъемно-маршевые 67,  68
—  — — подъемные   64 — 67
—  — винтовые  68,   69
Силы     вертикальные,     индуцированные
струями   204 Система   двигательная   двухвекторная   49-
50,   265 -------одновекторная   49,   265 — 268
—  — составная   49,   50,   265
—  управления автоматическая   163
—  — вентиляторная   110—112
—  — продольным         движением         СВВП VJ   101С   303
-------СВВП   Do   31    163—165
-----------VAK   191B   166
-------струйная СВВП .Харриер*   106,   107
---------------VAK  191B  107,   108
Скорость   винта   добавочная   72 — 76 Способы    уменьшения    
индуцированных воздействий  близости   земли   210

Стабилизация  СВВП  86 — 88
—  — методы   141
Створки   вентилятора   отклоняющиеся   i 13 Степень   повышения   
давления   в   вентиляторе   64,   65 
Струя   приземная   198,   199,   213,   216
—  — радиальное   распределение   параметров   224
—   — отрыв при ветре 218
Схема системы управления VJ   101С  160 — 165
Теория  винта   струйная  69—74
Точка    (линия)   отрыва    приземной    струи
216, 218
Траектория опорная  121 Тренажер   *Качели&   99 
Тяга винтов, зависимость от вертикальной
скорости  СВВП   137
—  двигателя эффективная   119 Тяговая   нагрузка   струи   52,   53 
Тяговооруженность   65
Угол атаки  индуцированный   246 
Управление    движением    поступательным 1Т9— 183
—  — боковым   191
—  лопастями   моноциклическое   88
—  «отрицательное»   170—177
—  — характеристики   маневра   176
—  по крену, требования 325
—  — угловой     скорости      143—149,      16St 186,   311
—  — угловому   положению   168t    18?t   311
—------- ускорению   143,   168f   181,   311
—  — — — рекомендации    305 — 308
—  поперечное   102
—  путевое   102,   103
—  — и поперечное, перекрестная связь 104
—  путем   изменения   шага   винтов   дифференциального   113
-— — — — — циклического   114
—  спуском и подъемом СВВП в отсутствие демпфирования   132 —136
—  — — — — с    учетом    демпфирования 136 — 140
—  турбовентилятором   по   крену   112
—  — — тангажу и рысканию 111
—  чисто моментное  169—173 Управляемость движения бокового 313, 314
—  — продольного   311
—  СВВП  156, 304
—   — на  режиме  висения, требования 320, 321
—   — связь  со   статической   устойчивостью 159
Уравнение    движения    бокового    (кубическое)   1S5
—  — на     режиме     висения     (кубическое) 140,   141
Ускорение эффективное   177,   178
Условие   неучета   центробежного   момента
инерции СВВП  190 Устойчивость движения бокового 312, 313
—  — продольного   311
—  СВВП   304
—   —динамическая     145—148,     151 — 154, 282t   284f   285
—  — на режиме рисения, требования 320, 321
—  — статическая   156—159,   29i
—   — — мера ее  159
—  — — связь  с динамической   157,   291 — 293
—  — — — — управляемостью   293 Устройства для поворота вектора тяги 59,
60
Фазы   полета   318
Фиксированные   операционные  точки   281,
288,   301 Функции     передаточные     123—127,      161,
180,   185
—  — движения   бокового   127
—   — — продольного   124 -------фиктивные 152,  282,  286
—  переходные   168
—  — системы   управления   137,    142,    145, 161,   162
Характеристики взлета и посадки» их влияние 
на величину зоны недопустимого  шума   349 — 354
—  двигателя   переходные  96 — 98
—  демпфирования   движения   по  тангажу, рекомендации   311»   312
—  СВВП динамические, требования  320 — 324
—  —- летные  нормативные  308 -----------требования  318 — 320
—   — разгонные 260 — 262
—  системы управления на переходном режиме, требования 326
—  — — рекомендации  309 — 317
—  управления по крену, рекомендации 314
—  — — — требования   325
—  — — рысканию, рекомендации 313, 316
—  — — — требования   324
Чувствительность управления, рекомендации   311
—   — рысканием,   рекомендации   313
Шум допустимый 57
Эквивалентный    уровень    шума    346,    347
Эрозия   бетонированных   ВПП   225,   226
—  грунта,   время   сопротивления   224
—   — неподготовленного 223,  224 Эффект   подсасывания   199,   227,   244
Ядро струи скоростное  198,  213
—  — температурное   198,   215

Оглавление

Предисловие   к  русскому   переводу
Предисловие
Сводка    обозначений
Глава   1. Основные понятия и обзор разработок
Введение
Самолеты вертикального взлета и посадки с турбореактивными  двигателями
Самолеты вертикального взлета и посадки с винтовыми двигателями
Проекты самолетов вертикального взлета и посадки для местных авиалиний
 Критическая оценка и перспективы
Силовые установки самолетов вертикального взлета и посадки
О выборе силовой установки
Турбореактивные двигатели н вентиляторные силовые уста-новки 
2.3. Винтовые   силовые   установки
Глава   3- Создание управляющих сил и моментов
3.1.   Основные   положения
3.2.  Системы управления СВВП с реактивными и
 вентиляторными   силовыми   установками
3.3.  Системы   управления   винтовых   СВВП
Глава    4- Динамика полета СВВП на режиме висения 4Л- Основные    положения
4.2-  Основы динамики полета СВВП на режиме висения
4.3-   Продольное   движение
4.4.   Боковое движение
4.5.   Особые случаи полета СВВП на режиме висения
Глава   5- Влияние земли
5Л. Основные положения
5,2- Влияние близости земли на СВВП с подъемными двигателями 
5.3. Влияние близости земли на винтовые СВВП
5.4-   Влияние близости земли на механику полета
6. Переходный режим полета СВВП Основные положения
6.2.   Переходный режим СВВП с реактивными двигателями
6.3.   Переходный режим СВВП с винтовой силовой установкой Анализ 
устойчивости движения СВВП на переходном режиме
Функционирование системы управления на переходном режиме
Рекомендации   и   требования   к   летным   характеристикам СВВП
Основные      положения
7.2. Существующие рекомендации и требования к летным характеристикам     СВВП
8.  Особые проблемы разработки и условия применения СВВП
8Л.  Введение
8-2.  Баланс вертикальной тяги
8 3.   Влияние возможности вертикального взлета и посадки на
летные характеристики и экономичность полета
8-4.   Безопасность     полета
8-5.  Проблемы     шума Литература
Предметный      указатель



Для получения паролей на архивы книг и др. материалов обращаться:
vokb-la@yandex.ru
По вопросам обмена материалами обращаться:
elected_kb@mail.ru

Обсудить литературу на форуме...

Здесь может быть Ваша реклама!

реклама:

реклама!

cтатистика:






ВОКБ ЛА "Кукушка" | о нас | магазин | гостевая | форум | библиотека | рассылка | авиа симуляторы
soft | рефераты | фото галерея | архив | реклама | контакты | ссылки
авиация | конструкции | компоновка | проектирование | двигатели | приборы | материаловедение | лётные испытания