Содержание книги

55. Конструкция и прочность самолетов. Зайцев В. Н, Рудаков В. Л. Киев 1978г. издательское объединение «Вища школа», Головное изд-во, 1978, 488 с.
5.85 Мb rar (djvu) Скачать книгу: 1 2

В учебном пособии изложены вопросы, связанные с нагружением самолета в различных условиях эксплуатации, рассмотрены конструкция и прочность его частей, прочность при повторных нагрузках, вопросы аэроупругости и вибраций, а также аэродинамический нагрев и меры по устранению его вредного влияния на конструкцию.

Большое внимание уделено конструкции механизмов и различных устройств, изменяющих аэродинамическую конфигурацию самолета, обеспечивающих проходимость самолета по грунту, а также взлетно-посадочных устройств, средствам аварийного покидания самолета и пр. Отражены и другие новые вопросы конструкции, актуальные для самолетостроения последних лет.

Содержание учебного пособия соответствует программам одноименных курсов авиационных вузов. Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Самолетостроение», и может быть полезно также авиационным специалистам, занимающимся проектированием, ремонтом и эксплуатацией самолетов.

Табл. 4. Ил. 444. Список лит.: 48 назв. Приложений 3. Рецензент д-р техн. наук проф. Виноградов Р. И.
Редакция литературы по машиностроению и приборостроению Зав. редакцией О. А. Добровольский

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Книга представляет собой учебное пособие по курсам конструкции и прочности самолетов. В основу пособия положена учебная программа, имеющая целью подготовить инженера-механика широкого профиля. Анализируемые конструктивно-силовые схемы заимствованы из практики отечественного и зарубежного самолетостроения.

В пособии использован методический опыт коллективов соответствующих кафедр родственных вузов. Авторы учли, что до изучения данного курса читатель получил необходимые знания (в объеме соответствующих программ авиационных вузов) по теоретической механике, сопротивлению материалов, аэродинамике, деталям машин и строительной механике.
В пособии дана теоретическая основа курса, позволяющая студентам самостоятельно изучать принципы работы и расчета современных авиационных конструкций, анализировать и оценивать их с учетом условий эксплуа-(ации. С этой же целью в книге большое внимание обращено на физическую суть работы конструкции, важную для понимания условий ее нормального функционирования.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Как отмечалось в материалах XXV съезда КПСС, на современном этапе «первоочередной задачей остается ускорение научно-технического прогресса» 1. Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы предусмотрено «обеспечить проведение экспериментальных и научно-исследовательских работ по созданию новых самолетов и вертолетов с летно-техническими и экономическими характеристиками, соответствующими перспективным требованиям развития гражданской авиации» 2. За четыре года, прошедшие после выхода в свет первого издания книги, произошли определенные изменения в авиационной науке и технике. Основу парка самолетов гражданской и военной авиации составляют теперь реактивные самолеты нового поколения, отличающиеся от своих предшественников более высокими летно-техническими характеристиками, еще большей насыщенностью радиоэлектронным оборудованием и пр.

Конструкция самолетов стала сложнее, вопросы обеспечения ее достаточной прочности и высокой надежности более острыми. Задача повышения качества и эффективности конструкций выдвинула множество новых проблем. Эти вопросы нашли отражение в новом издании пособия. В книгу дополнительно включены такие вопросы, как учет требований долговечности и безопасной повреждаемости при выборе конструкционных материалов и испытаниях конструкций, современные трактовка и подход к выбору коэффициента безопасности, понятие о современных методах расчета крыла на прочность; расширены и углублены вопросы, связанные с влиянием нагрева на конструкцию, работы силовой схемы крыла изменяемой стреловидности; рассмотрены новые схемы шасси и пр.; добавлен новый раздел — катапультные установки.

Для удобства изложения материала и работы читателя с книгой несколько изменено ее построение. Одновременно с этим сокращены некоторые разделы и исключены две главы: «Системы управления» и «Топливные системы». В настоящее время эти разделы в ряде вузов выделяют в самостоятельные дисциплины. Второе издание состоит из введения и 15 глав. § 1, 2 введения, гл. 1—6, 10, 13, 15, а также § 6—16 гл. 14 написал профессор, канд. техн. наук В. Н. Зайцев; § 3, 4 введения, § 1—3 гл. 3, гл. 8, 11, 12 и § 2, 4, 5 гл. 14 написал доцент, канд. техн. наук В. Л. Рудаков; §8—10 гл. 5, § 11—14 гл. 6, гл. 7, 9, а также все новые разделы книги написали совместно В. Н. Зайцев и В. Л. Рудаков.

Авторы глубоко признательны доктору технических наук, профессору Р. И. Виноградову за большую работу по рецензированию рукописи, ряд методических советов и замечаний к тексту, которые были учтены при окончательной доработке рукописи.

Авторы отмечают полезный вклад бесед по вопросам конструкции и прочности с коллегами по кафедре и с соавторами по первому изданию доцентом, кандидатом технических наук Г. Н. Ночевкиным и профессором, доктором технических наук Ж- С. Черненко.

Замечания по содержанию книги просьба направлять по адресу: 252054, Киев-54, ул. Гоголевская, 7, Головное издательство издательского объединения «Вища школа».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Ананьев    И.   В.,    Тимофеев    П.   Г.   Колебания упругих систем в 
авиационных  конструкциях  и  их демпфирование. М., Машиностроение,   1965.
2.   Бадягин   А.    А.,   Овруцкий    Е.   А.    Проектирование   
пассажирских    самолетов   с  учетом    экономики   эксплуатации.   М.,   
 Машиностроение,
1964.
3.   Беляев    Н. М.    Сопротивление   материалов.   12-е изд. М., Физматгиз,
1959.
4.   Бисплингофф Р.   Л., Э ш л и X.,   X а л ф е н   Р.   Д.   Аэроупругость.
М., Изд-во иностр. лит., 1958.
5.   Б ы к о в   Л. Т.,    Егоров   М. C.f    T а р а с о в  П.  В.   
Высотное обору, дование самолетов. М., Оборонгиз, 1958.
6.   Виноградов   Р. И.,    Минаев   А. В.     Самолеты    СССР.    Краткий 
очерк развития. 2-е изд. М., Воениздат, 1961.
7 Влияние высоких температур на авиационные конструкции. Сб. статей. Пер. 
с англ. / Под ред. Грязнова И. М., Шестерикова С. A. M.t Оборонгиз, 1961.
8.   Генкин    С   И.,    Лебедянская   Н.   Д. Герметизация современных 
самолетов. М., Оборонгиз,  1962.
9.  Г и м м е л ь ф а р б   А.   Л.    Основы  конструирования в самолетостроении. 
М., Машиностроение, 1971.
10.  Г о л у б е в    И.   С.   Аналитические   методы   проектирования    
конструкций крыльев. М., Машиностроение,  1970.
11.   Горощенко    Б. Т;, Д ь я че н ко  А.  А.,    Фадеев    Н.   Н.   
Эскизное проектирование самолета. М., Машиностроение, 1970.
12.   Гроссман    Е.   П.,    Келдыш    М.   В.,    Пархомовский   Я.   М. 
Вибрации крыла с элероном,—Труды ЦАГИ, 1937, № 337.
13.  Гроссман  Е. П.,  Пановко    Я. Г.    Упругие   колебания   частей   
самолета. Л., 1947.
14.  Г у Д к о в    А.   П.,    Лешаков П. С.   Внешние  нагрузки и прочность 
летательных аппаратов. 2-е изд. М., Машиностроение,  1968.
15.  д р а к и н   И. И. Аэродинамический и лучистый нагрев в полете. М., 
Оборонгиз, 1961.
16   Егер   СМ.    Проектирование пассажирских   реактивных   самолетов. М.,
Машиностроение,  1964.
17. 3 в е р е в    И. И.,    К о к о н и н    С. С.    Проектирование авиационных
   колес и тормозных систем. Мм Машиностроение, 1973,
18.   Ильинский    В. С.   Защита   аппаратов  от  динамических воздействии. 
М., Энергия, 1970.
19.   К а н С. Н. Строительная механика оболочек. М., Машиностроение, 1966.
20.   К а н    С.  Н.,    Свердлов    И.  А.   Расчет самолета на прочность. 
5-е изд. М., Машиностроение, 1966.
21.   Келдыш   М.  В.  Шимми  переднего колеса трехколесного шасси.— Труды 
ЦАГИ, 1945, № 564.
22.   Конструкция и прочность самолетов /Зайцев   В. Н., Ночевкин Г. Н., Рудаков
    В.   Л.,   Черненко    Ж.   С.    Под ред.    Зайцева     В.   Н. Киев, Вища школа,  1974.
23.   Конструкция      летательных     аппаратов / Б е л ь с к и и     В.  Л., 
   Власов   И. П.,   Зайцев   В. Н.  и  др. Под ред.   Кана   С. Н. М., 
Оборонгиз, 1963.
24.   Конструкция   и    прочность    самолетов    и     вертолетов    / 
Воскобой-ник М. С.,Лагосюк Г. С,Миленький Ю.   Д. и др. Под ред.   М и р -т о в а 
 К. Д., Черненко Ж. С. М., Транспорт, 1972.
25.   О б р а з ц о в    И.   Ф.    Методы   расчета  на  прочность кессонных 
конструкций типа крыла. М., Оборонгиз, 1960.
26.   Основы строительной механики ракет /Балабух   Л. И.,    Колесников К. С., 
  Зарубин B.C. и др. М., Высшая школа, 1969.
27.   Остославский   И.  В.,     Стражева   И. В. Динамика полета. Траектории 
летательных аппаратов. 2-е изд. М., Машиностроение, 1969.
28.   Па нов ко   Я. Г.,   Губанова    И. И.    Устойчивость   и   колебания   
упругих систем. М., Наука, 1964.
29.   Проблемы   высоких   температур в авиационных   конструкциях   / Под   
ред. У ж и к а  Г. В. М., Изд-во иностр. лит., 1961.
30.   Проблемы повышения проходимости колесных машин /АН СССР. М., 1959.
31.   Проектирование    самолета  /Бадягин     А.   А.,    ЕгерС.   М.,    
Ми -ш и н В. Ф. и др. 2-е изд. М., Машиностроение, 1972.
32.   Прочность   и   долговечность   авиационных    конструкций.   Сб.    
науч.    тр./ Киев, ин-т инж. гражд. авиации. Киев, 1971 —1973.
33.  Прочность  самолета  /Макаревский    А. И.,    КорчемкинН.  Н., Француз  
Т. А., Ч и ж о в  В. М. Под ред.  Макаревского    А.   И.  М., Машиностроение, 1975.
34.  Расчеты на прочность. Сб. статей. Вып. 16. М., 1975.
35.   Расчет трехслойных панелей /Александров А. Я., Б р ю к к е р Л. Э., Куршин   
Л. М., Прусаков   А. П.   Под   ред.   Александрова    А.   Я., К у р ш и н а   
Л. М. М., Оборонгиз, 1960.
36.  Расчеты  на  прочность,  устойчивость и колебания в условиях   высоких 
температур /Б е з у х о в Н. И., Бажанов В. Л.,  Гольденблат И. И.  и др. Под ред. 
Гольденблата И. И. М., Машиностроение, 1965.
37.   С к л я н с к и и   Ф. И.   Управление сверхзвукового самолета. М., 
Машиностроение,  1964.
38.  Справочная   книга по расчету   самолета   на   прочность  /Астахов   
М. Ф., Караваев   А. В., Макаров   С. Я.,    Суздальцев Я.  Я. М.,    Изд-во 
оборон, пром-сти,  1954.
39.    Средства    спасения    экипажа    самолета   /Алексеев   С.    М.,    
Балки н д  Я. В., Г е р ш к о в и ч  А. М. и др. М., Машиностроение,  1975.
40.  Теория   и   практика   проектирования   пассажирских   самолетов    / 
К у т е-п о в  Я. А., М а к а р е в с к и й  А. И., М и н а е в А. В. М., 
Наука, 1976.
41.  Тейлор   Д. Нагрузки, действующие на самолет.   Пер. с англ. М., 
Машиностроение,   1971.
42.   Усталость   самолетных   конструкций.    Пер.   с  англ.   /Под ред.    
Эски-н а  И» И. М., Оборонгиз, 1961.
43.   Фомин  Н. А. Проектирование самолетов. М., Оборонгиз, 1961.
44.   Ф и г у р о в с к и й    В. И. Расчет на прочность беспилотных  
летательных аппаратов. М., Машиностроение, 1973.
45.   Хертель Г. Тонкостенные конструкции. Пер. с нем. / Под ред. Марьина   
В. А., Любалина  П. М. М., Машиностроение, 1965.
46.  Ш е й н и н    В. М.   Весовая  и транспортная  эффективность  пассажирских 
самолетов. М., Оборонгиз, 1962.
47.  Шульженко   М. Н.   Конструкция   самолетов.   30-е   изд.   М., 
Машиностроение,  1971.
48.  Журналы  «Авиация  и   космонавтика».   Экспресс-информация   
«Воздушный транспорт».

ОГЛАВЛЕНИЕ

Из предисловия к первому изданию Предисловие ко второму изданию    

Введение

§ 1. Краткий исторический очерк      ..................
§ 2. Современное состояние развития авиационной техники     .......
§ 3. Требования, предъявляемые к конструкции самолета........
§ 4. Конструкционные материалы    ...................
Глава 1. Нагрузки самолета
§ 1. Силы, действующие на самолет в полете..............
§ 2. Понятие перегрузки     .......................
§ 3. Перегрузки в криволинейном полете...............
§ 4. Перегрузки масс, не лежащих в центре тяжести самолета......
§ 5. Предельные перегрузки......................
§ 6. Воздействие перегрузок и невесомости на организм человека.....
§ 7. Полет в неспокойном воздухе...................
§ 8. Перегрузки самолета при полете в неспокойном воздухе (одиночный
порыв)     .............................
§ 9. Определение максимальной эксплуатационной перегрузки при полете в
болтанку     
§ 10. Динамическое действие   нагрузок при  полете  в  неспокойном   воз-
ДуАс       
§11. Нагрев самолета     ........
§ 12. Некоторые особенности нагружения и расчета самолета.......
§ 13. Коэффициент безопасности      ...................
§ 14. Нормы прочности самолетов      ..................
§ 15. Нормы жесткости      .......
§ 16. Испытания самолета     ......
§ 17. Ограничение скорости полета по условиям прочности........
§ 18. Область применения летательных аппаратов     ...........
Глава   2. Силовые элементы и конструктивные схемы крыльев
Элементы конструкции крыла и их нагружение..........,
Конструкция обшивки и ее несущая способность    ..........
Обшивка слоистой конструкции..................
Стрингеры      ..........................,
Монолитные панели     ......................,

Несущие свойства элементов конструкции при нагреве Конструктивные схемы крыльев   
Глава   3. Нагружение и расчет крыла на прочность
Нагрузки, действующие на крыло         .............
Распределение аэродинамической нагрузки по размаху и по хорде. 
Построение эпюр Q, М и Мг    ................[
Определение нормальных напряжений. Метод Беляева.....
Приближенный метод определения нормальных напряжен'       .   . 
Определение касательных напряжений..........]
Приближенные методы определения касательных напряжений
Учет конусности крыла     ...................
Деформации   крыла   .....................
Температурные напряжения.................
Влияние нагрева на деформации крыла...........
Защита от нагрева.   Пути уменьшения  температурных   напряже
Влияние способа крепления крыла на его работу........
Нагружение и работа нервюр     .............
Нагружение и расчет заклепочных швов...........

НИИ
Глава   4. Стреловидные и треугольные крылья

Стреловидные крылья......................
Однолонжеронное крыло с переломом оси лонжерона у борта фюзеляжа 
Моноблочное   крыло     .................
Моноблочное крыло с лонжеронной фюзеляжной частью.....
Моноблочное многолонжеронное крыло с лонжеронной фюзеляжной

частью       ...........................
Крылья с переломом осей продольного набора в плоскости симметрии
самолета..........................
Крыло с подкосной балкой, принадлежащей фюзеляжу.....
Крыло с подкосной балкой, принадлежащей крылу.........
Моноблочное крыло с подкосной балкой при наличии выреза
Крыло с подкосной балкой,  имеющей перелом оси у борта фюзе-
Л Я /К 3      
Крыло изменяемой стреловидности
Треугольные крылья......
Многолонжеронное   крыло
Кессонное крыло    ....             ....
Крыло с подкосной балкой    ......
О современных методах расчета крыла    .
Расчет треугольного многолонжеронного  крыла методом перемеще
НИИ
4
Глава    5. Оперение и механизация
§ 1.    Назначение и размещение горизонтального и вертикального опере-
НИИ      
§ 2.    Нагрузки оперения      .....................
§ 3.   Общие замечания к силовой схеме и конструкции.........
§ 4.    Стабилизатор двухлонжеронной схемы..........
§ 5.   Стабилизатор моноблочной схемы...........
§ 6.    Стабилизатор однолонжеронной схемы     ........
§ 7.   Элероны   (рули)...................  
§ 8.    Устройства, улучшающие несущие свойства крыла......
§ 9.    Нагружение и особенности конструкции средств механизации 
§ 10. Устройства, изменяющие сопротивление самолета    ,.....
Глава   6. Фюзеляж
§ 1. Аэродинамическая компоновка § 2. Объемная компоновка  . . .

Нагрузки фюзеляжа...................
Уравновешивание фюзеляжа. Эпюры нагрузок      ......
Силовая схема, назначение и конструкция элементов фюзеляжа
О расчете фюзеляжа на прочность      ............
Определение нормальных напряжений..........
Определение касательных напряжений..........
Нормальные напряжения в продольных сечениях фюзеляжа  .
Разрушающие напряжения элементов     ..........
Нагружение элементов конструкции фюзеляжа в районе выреза
Особенности расчета фюзеляжа вблизи разъема......
Конструкция и работа шпангоутов............
Температурные напряжения...............
Глава   7. Герметические кабины и катапультные установки

Конструктивные схемы герметических кабин.......
Герметизация и теплоизоляция кабин..........
Нагружение и конструкция..............
Покидание самолета в аварийных ситуациях     .......
Траектория движения кресла..............
Параметры катапульты и пути повышения начальной скорости катапультирования       
Воздействие перегрузок и скоростного напора на летчика    .
Конструкция  катапультной  установки    ..............
Последовательность работы систем катапультной установки.....
Глава   8. Компоновка и крепление двигателей на самолете
Требования, предъявляемые к размещению и   креплению двигателей
Размещение двигателей на самолете................
Нагрузки на узлы крепления двигателей     .............
Конструкция и нагружение элементов крепления двигателей.....
Расчет крепления двигателей на прочность.............
Глава   9. Узловые соединения
§4.
Узлы  лонжерона      ...............
Узлы стыковки моноблочного крыла с центропланом Шомпольное соединение    
Влияние нагрева на работу узловых соединений

Глава   10. Компоновка шасси. Опорные элементы
Назначение и требования     ....................
Компоновка шасси      .......................
Влияние компоновки шасси на характеристики устойчивости движения
самолета по грунту      ......................
Проходимость самолета по грунту      ................
Пути повышения проходимости самолета по грунту      ........
Глиссирование колес    ......................
Конструкция колеса     ......................
Нагружение и нагрев пневматика     ................
Упругие характеристики колеса.................
Конструкция лыжи.......................
Подбор колес и лыж к самолету     .................
Глава 11. Амортизационная система шасси
§ 1.    Назначение и требования....................
§ 2.    Виды амортизаторов......................

§ 3.    Работа, поглощаемая амортизацией     ...............    344
§ 4.    Расположение амортизатора на стойке..............    345
§ 5.    Конструкция и работа жидкостно-газового амортизатора......    346
§ 6.    Диаграмма  работы  амортизатора     .............   347
§ 7.    Основные параметры амортизации       ...............    350
§ 8.    Расчет жидкостно-газового амортизатора.............    352
§ 9.    Конструкции амортизаторов шасси, предназначенных для работы с
грунтэ   .......    о5о
§ 10. Работа амортизатора при неправильной зарядке..........    359
§ 11. Жидкостный амортизатор     ....................    361
Глава   12.  Конструктивные и силовые схемы стоек
§ 1.    Нагрузки, действующие на шасси     ................    364
§ 2.    Типы стоек шасси    .......................    369
§ 3.    Силовые схемы шасси......................    370
§ 4.   Телескопические и рычажные стойки...............    372
§ 5.   Стойки с многоколесными тележками.............   373
§ 6.    Особенности конструкции носовых стоек     ...........  376
| 7.    Шимми.............................    377
§ 8.    Кинематические схемы уборки шасси      ..............    380
9.    Расчет стоек шасси на прочность............
Глава   13.   Устройства, сокращающие длину разбега и пробега
 •*«
*       *
Глава   15.   Повторные нагрузки и долговечность конструкции
§ 1. Основные понятия..................
-§ 2. Повторяемость нагрузок     ...............
384
§ 1. Устройства, сокращающие длину пробега.............    391
§ 2. Тормоза колес..........................    392
§ 3. Тормозные парашюты    ......................    399
§ 4. Тормозные щитки и интерцепторы (спойлеры)     ...........    402
§ 5. Реверсивные тормозные устройства................    402
§ 6. Аэродромные задерживающие системы     ..............    404
7. Устройства, сокращающие длину разбега.............    404
§ 8. Стартовые ускорители......................    405
§ 9. Стартовые катапульты и разгонные тележки............    406
Глава   14. Вибрации. Аэроупругость
§ 1.    Вибрации частей самолета....................    407
§ 2.    Основные понятия теории свободных и вынужденных колебаний .. 408
| 3.    Собственные колебания частей самолета.............    411
§ 4.    Вынужденные колебания на самолете...............    416
§ 5.    Защита бортового оборудования от вибраций...........    420
§ 6.    Аэроупругость     .........................    424
§ 7.    Влияние упругости конструкции на устойчивость и управляемость самолета    
.............................    424
§ 8.    Дивергенция несущих поверхностей...............    429
§ 9.    Потеря эффективности элеронов. Реверс элеронов     .........    442
§ 10. «Всплывание» элеронов       ....................    437
§11. Трансзвуковые колебания рулей (элеронов)............    438
§ 12. Флаттер     ............................    439
§ 13. Изгибно-крутильный флаттер крыла...............    440
§ 14. Изгибно-элеронный флаттер крыла................    447
§ 15. О флаттере оперения......................    450
§ 16. Влияние деформаций конструкции на   работу   автоматических   сие-
тем   
§ 3. Усталостная   прочность     .......
§ 4. Оценка срока службы конструкции    .  .
§ 5. Испытания конструкций........
§ 6. Пути повышения  усталостной  прочности
§ 7. Учет требований долговечности в расчетах на прочность.....
§ 8. Усталостная прочность при воздействии акустических нагрузок  .
§ 9. Меры по повышению сопротивляемости конструкции акустическим
грузкам       ..............
Приложения
Список литературы
480


Для получения паролей на архивы книг и др. материалов обращаться:
vokb-la@yandex.ru
По вопросам обмена материалами обращаться:
elected_kb@mail.ru

Обсудить литературу на форуме...

Здесь может быть Ваша реклама!

реклама:

реклама!

cтатистика:






ВОКБ ЛА "Кукушка" | о нас | магазин | гостевая | форум | библиотека | рассылка | авиа симуляторы
soft | рефераты | фото галерея | архив | реклама | контакты | ссылки
авиация | конструкции | компоновка | проектирование | двигатели | приборы | материаловедение | лётные испытания