Содержание книги

<= назад в библиотеку
65. Проектирование дозвуковых самолетов. Э. Торенбик. Москва. Машиностроение 648 стр. 1983г.
21 Mb  Скачать книгу: 1 2

Введение к предварительному проектированию дозвуковых транспорных самолетов и самолетов общего пользования; выбор схемы, аэродинамический расчет, выбор силовой установки и оценка летных характеристик.
Изложены вопросы проектирования пассажирских, специальных транспортных и .легких самолетов, тенденции их развития. Приведены новые методики оптимизации отдельных агрегатов самолета. Большое внимание уделено Вопросам учета требований нормативно-технической документации на всех этапах проектирования и норм летной годности. Для инженеров авиационной промышленности; может быть полезна также преподавателям и студентам авиационных вузов.

Предисловие
С момента организации преподавания аэродинамики в Дельфтской высшей технической школе в 1940 г. под руководством проф. X. Д, Ван-дер-Мааса курс проектирования самолетов стал составной частью программы обучения. Кроме прослушивания лекций каждый студент должен был выполнить курсовую работу по предварительному проектированию самолета. Цель курсовой работы — научить студента практически использовать знания, полученные по отдельным дисциплинам: аэродинамике, устойчивости, управляемости, конструкции самолетов, динамике и т. п.
Руководство курсовыми проектами выполнялось сотрудниками кафедры авиакосмической техники. Автор настоящей книги Э. Торенбик сделал большой вклад в эту часть программы. Он не только накопил огромный опыт в обучении проектированию самолетов на университетском уровне, но и принимал участие в исследованиях практических проблем проектирования, разработке методов расчета и систематизации информации. Результаты этой деятельности нашли отражение в данной книге.
В минувшие двадцать лет в университетском курсе подготовки инженеров много внимания уделялось фундаментальным дисциплинам, таким как математика и физика. В последнее время вновь возрос интерес к конструированию, в связи с чем появился ряд книг на эту тему. Однако очень немногие из них посвящены теории и практике проектирования самолетов. Книга Торенбика, несомненно, является своевременной и вызывает интерес специалистов по проектированию самолетов.
Создание современной книги по проектированию самолетов — сложная задача, требующая от автора большой смелости, так как со времен второй мировой войны накоплен огромный объем информации и знаний в области авиационных наук. В связи с этим трудно ожидать равной глубины проработки всех проблем проектирования самолетов в одной книге, и ее качество в большой степени будет зависеть от умения автора выбрать необходимый материал. С моей точки зрения, Торенбик великолепно подобрал материал, придав книге качества руководства и справочника по проектированию самолетов. Книга представляет интерес для всех, кто связан с практическим проектированием самолетов или готовится к этой интересной и перспективной деятельности. Дельфтская высшая техническая школа
X. ВИТТЕНБЕРГ


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

АНАЛИЗ ВЗЛЕТНЫХ ДАННЫХ К 1. W. S. Drehl. The calculation of takeoff run. NACA Technical Report No 450, 1932. К 2. В. G6thert. Der Abflug von Landflogzeugen mit besonderer Berucksichti-gung des Uebergangsbogens. Jahrbuch 1937 der Deutschen LuMahrtforschung. КЗ J. R. Ewans and P. A, Hufton. Note on a method of calculating takeoff distances RAE Technical Note Aero 880 (ARC 4783), 1940. K-4. W, R. Buckingham. A theoretical analysis of the airborne path during ta-keol! Aircraft Eng., Jan. 1958, pp. 5—8. K-5. D. J. Kettle. Ground performance at takeoff and landing, Aircraft Eng, Jan 1958, pp 2-4. К 6 A. D. Edwards, Performance estimation of civil jet aircratt. Aircraft Eng. 1950, pp. 70—75. K.7. Anon. Estimation of takeoff distance. R, Ae. S. Data Sheet «Performance» EG 5/1, 1952. К 8 G. E. Rogerson. Estimation of takeoff and landing airborne paths Aircraft Eng, Nov 1960, pp. 328—330 K.9 F. E. Douwes Dekker and D. Lean. Takeoff and landing performance. AQARD Flight Test Manual, Vol. 1, Chapter S Pergamon Press, 1962. K.10. L. Bournet. Estimation de la langueur de roulement an decollage, up prob-leme simple parfois meconnu Technique et Science Aeronantique. 1967, pp 213—222 К 11 A, R, Krenkel and A. Salzmann. Takeoff performance of jetpropelied con ventional and vectored—thrust aircraft J. of Aircraft, 1968, pp. 429—436. К 12 D. H. Perry, The airborne path during takeoff for constant rate—of—pith manoeuvres ARC CP No 1942, 1969 К 13 Anon. Estimation of takeoff distance. ESDU Data Sheets «Performance» EG 5/1, 1971/1972 K-14. J. Collingbourne. A iigita! computer program (EMA) for estimating aircraft takeoff and acceleratestop distances. RAE Teen. Memo Aero, 1252, 1970. K.15 D. H. Perry. A review of methods for estimating the airfield performance of conventional fi\ed wing aircraft RAE Tech Memo Aero 1264, 1970 К 16 J. Williams. Airfield performance prediction methods for transport and combat aircraft AGARD Lecture Series No 56, April 1972, К 17 R. N. Harrison. Takeoff and climb characteristics Short course on aircraft performance estimation, Cranfield Institute of Technology, Feb. 1973. ПОСАДКА НА ВПП. ПОКРЫТУЮ СНЕГОМ, ВОДОЙ, ЛЬДОМ, ГРЯЗЬЮ И Т П. К 18 J. W. Wetmore. The rolling friction of several airplane wheels and tires and the effect of rolling friction on takeoff NACA Technical Report No. 583, 1973. К 19 E. С Pike. Coefficients of friction J of the Ro>al Aero Soc , December 1949. K.20. M. N. Cough, R. H. Sawyer and J. p. Trant. Tire—runway braking coefficients. AGARD Report 51, Feb. 1956 K.21 W. B. Home, U. T. Joyner and T. J. W. Leland. Studies of retardation force developed on an aircraft tire rolling in slush or water. NASA TN D—552, Sept 1960. К22 J. A. Zabovchik. Ground deceleration and stopping of large aircraft AGARD Report 231, Oct. 1958. К 23 W. B. Home and J. W. L. Tafford. Influence of tire tread pattern and runway surface conditions on braking friction and rolling resistance. NASA TN D—1376, Sept. 1962. К 24 G. Ciampolini. A method of evaluating runway friction for the prediction of actual takeoff runs AGARD Report 418, 1963. K.25. H. R. Herb. Problems associated with the presence of water, slush, snow and ice on runways. AGARD Report 500, 1966. К 26. R. L. Maltby and H. W. Chimn. Effects of slush on takeoff. Shell Aviation News, No 296—1963, pp 8—11 К 27 Т. G. Foxworth and H. F. Marthinsen. Another look at accelerate—stop criteria AIAA Paper No 69—772. К 28. L. S. McBee. Effective braking—a key to air transportation progress. SAE Paper No. 640376 K-29. E. G. Wilkinson. Lift—dump system shortens landing roll on ice runways. Space/Aeronautics, Oct 1969, pp. 73—75. К 30 J. T. Yager. A comparison of aircraft and ground vehicle stopping performance on dry, wet, flooded, slush, snow and ice—covered runways. NASA TN D—6098, 1970 К 31. Anon. Frictional and retardation forces on aircraft tyres. ESDU Data Sheets No. 71025, 71026 and 72008. К 32 J. Т. Yager, W. Peiham Philips and p. L. Deal. Evaluation of braking performance of a light, twin—engine airplane on grooved and ungrooved pavements. NASA TN D—6444, 1971. К 33 J. L. McCarthy. Wear and related characteristics of an aircraft tire during braking NASA TN D—6963, Nov 1972. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИ УКОРОЧЕННОМ ВЗЛЕТЕ К 34 P. L. Sutcllffe, V. К. Merrick and A. R. Howell. Aerodjnamics and propulsion of minimum field aircraft Proc 8th Anglo—American Aeron Conf, 181—232, London, 1961 К 35 J. Hamann. Contribution a la definition d'un avion leger STOL Jahrbuch 1965 der WGLR, pp. 133—140 К 36 F. H. Schmltz. Takeoff trajectory optimization of a theoretical model of a STOL aircraft. AIAA Paper No 69—935 К 37. D. O. Carpenter and P. Gotlieb. The physics of short lakcofi and landing (STOL). AIAA Paper No. 70—1238. K.38. R. K. Ransone. STOL definition and field length criteria. AIAA Paper No. 70—1240. Указатель Автопилот 288, 315, 375 Акваплаиированпе 402 Амортизатор 396, 401, 404, 405 Анализ рынка сбыта 13, 16, 17 Андерсона метод 267, 512, 513, 534 Антпкочпенсатор 356, 361 Асимметрия тяги, мощности 54, 197, 373 ЛТА метод 426, 427 Атмосфера (характеристики) 614 Ба1аж 79, 80, 83, 89, 92 Бак мягкий 490 Балансировка аэродинамическая 352, 353: по числу Л1 238, 272, 355 Балка хвостовая 60, 72, 75, 76 Балласт 394 Бафтннг 169, 237, 249, 252 272 274, 278. 421. границы 249, 274, 275, 278 запас по 239, 275 начало 249 зона (проникновение в зону) 249, 273 BCAR 26, 31, 32, 34 Бернулл» уравнение 271, 275 Безопасность 9, 31, 34 88, 197, 198, 440 Брайтона цикл 123 Бреге формула 155, 168. 170 Буфет (на борту самолета) 80, 84 89 90. 325 В Варьирование размерами двигателя 200, 201 Вентилятор хвостовой 126 с регулируемыми лопастями 144 обтекатель 491. 547 632 диаметр 136, 137, 142, 190 КПД 600 степень сжатия 130, 136, 145, 607, 609 концевая скорость лоп,1сти 144 с переменным шагом лопастей 141 ред>цнруемый 133, 141, 191 Взлет 192, 231; короткий 180, 194 197 426 616 617, 618, 621 дистанция 47, 180, 197, 394, 423, 617 длина ВПП при 196, 616, 621 траектория 618 627 высота 181, 244. 423 скорость 164, 181, 199, 423, 619 масса самолета при 80 156, 158 16т 244, 246, 300, 423 Винт 109, 127, 223; постоянных оборотов 145 211 215 216, 217, 218 флюгирующпй 178, 219, 509 регулнречый 212 >гол установки лопасти 208, 212 лопасти кривизна 222, 223 лопастц форма в плане 208, 222 коэффициент 208 система управления 214 конструкция 197, 200, 218, 221, 222 диаметр 117, 208, 218, 220, 221, 222 пэгр\зка на диск 181, 221 сопротивленце 148 КПД 146, 147, 178, 557 фиксированного шага 181, 212 геометрия 196, 211, 218 установка, размещение 200 201 211, 212, 213 число лопастей 222, 223, 224 характеристики, диаграмма 201, 211 212. 216 реверсирование 212, 233 поток от, см. влияние потока от винта тяга 201 тяги отклонение 225, 355 концевая скорость лопасти 111 118 вибрация 201, 225 поступь 201, 211 масса 140, 220 Вихрь присоединенный 584: по хвостовой кромке 212, 412, 531 Влияние вязкости потока 516, 537, 572, 576 Возд>хозаборник 56, 57, 228, 557, 582 площадь диаметр 139, 168, 200, 608 КПД 55, 123, 227, 608, 610 сопротивленце 556 потери давления 55, 113, 116, 144, 211, 227, 420, 607,609 скорость 227 весовой расход через 608 створки вспомогательные 228 Возврат капиталовложений 426 Вращение ио.1 (предел) 77, 399 фаза 388, 621, 625 скорость 395, 620, 621, 624 Время воздушного маневр;! 528' маршрутное 168, 421, 428 между ремонтами 111, 117 Вынос. относительный 261, 265, 280, 311 крыла 262, 265, 307, 495 Високоплан 39, 43, 45, 47, 82, 226, 518, 551 Высота крейсерская 77, 116, 131, 202, 237, 253, 263, 266 Выравнивание (маневр самолета) 182, 263 Выход аварийный 77, 84. 92, 93 94, 302, 438 Газификатор см. Газогенератор Газогенератор 123, 124, 127, 135, 605, 607: обтекатель 319, 491, 547 функция 124, 138, 607 центральное тело 142, 491, 547 Гардероб (на борту самолета) 89, 90 Гаситель подъемной силы 284, 286, 287, 569, 570, 571 Газы выхлопные 143, 226, 227, 603 Герметизация 75, 77, 417 Генератор вихрей 279, 558 Гла> эрта теория тонкого профиля 570, 571, 583, 586, 590 Глиссада захода на посадку 263 Гондола двигателя 75. 89, 142, 226 227, 261, 262, 441, 491, 547, 582: сопротивление 141, 147, 161, 537 546. 557 масса 315 Гребень 272, 273 Груз 80, 89, 90, 226, 333, 339, 441 Группа массовая 297, 304, 326-системы кондиционирования 72, 77, 79, 103, 201 шасси 311 антпобледенптельной системы 320 приборного оборудования 326 силовой установки 297, 298, 320 Д Давление-динамическое (скоростного налора) 72, 138, 250, 356, 538 среднее эффективное 112 во входном патрубке 113 коэффициент 271 распределение 249, 271, 273, 275, 414, 518, 592 Дальность. самолета 35, 86, 130, 239 креисерская 168, 303, 330 полы на я нагрузка (диаграмма) 300, 301, 421, 425 расчетная 20, 303 характеристики 167, 168, 170, 245, 263, 419 Дверь 85, 97, 325, 501: гр>зовая 74, 77, 90, 323 пассажирская 87, 89 загрузочная 73, 323 сл>жебная 89 масел 97, 501, 502,503 Двигатель: утопленный в фюзеляже 51, 55 67, 557 карбюраторный 116 компаупдный 115, 120 критический 372, 374 приводной 116 коробка а|регатов 201, 319, 320 конфигурация 133, 165 отказ 49, 180, 181, 182, 198, 199 570, 618. 620 сопротивление, вызванное отказом 165, 380, 416, 596, 598, 621 размещение 48, 50, 55. 196, 441 характеристики 143, 200, 607, 608 режим 137, 170, 252, 420, 605 масса 109, НО, 141, 169, 319, 607 число 165, 196, 201 четырехтактный 111, 112 с горизонтальными противоположными цилиндрами 120 рядный 121 реактивный 109, 126, 131, 143 с обычной подачей воздуха 113 116, 118, 178 КПД общий 128, 607 поршневой 48, 109, 111, 226 рабочий объем 116, 117 в гондоле 51, 55, 161, 228 регенеративный 148 ротатнвпый 121, 122 трехвальпый 191 тянущий 48, 162, 166, 226 т\рбовентнляц[!О11пын 9, 109, 127, 131, 607 тхрбовиптовои 98, 122, 148, 226 масса 14] т\рбовальный ]22 двухтактный 121, 222 V-образный 121 авторотирующнй 509, 596, 597, 622 стартовый 140 Двухмэнтурность двигателя 109, 123, 127. 144 степень 127, Ml, 134, 139, 228, 507 Движитель 123, 124, 127, 128. 141 КПД 124, 126, 128, 135, 606 Дедернха метод расчета 512 514, 534, 542 Демпфер рыскания 237, 287, 373, 383 Демпфирование 263, 350, 357, 440; критическое 359 циклическое 359 момента тажажа 360, 362 относительное 360 при вращении в штопоре 384 Децибелл эффективный воспринимаемого Ш}ча (PN, дБ) 193 Диапазон высот и скоростей полета самолета 1 09, 416 Дистапцпя- прерванного взлета 180, 181. 627 воздушная 183, 617, 619, 626 на этапе взлета 180, 625 крейсерская 421 аварийного торможения 627, 629 перехода 627 Длина БПП сбалансированная 180 182, 197, 617 Доход 80, 426, 43] годовой 295, 426 Кмкость топлива стандартная 302 Ж Жесткость 67, 75, 77, 297, 433 Загрузка 77 Закон кубической-квадратичной зависимости 200, 255, 315 Закрылок (см механизация крыла) 196, 227, 263, 280, 281, 440, 572, 574, 575, 577 Зализ 47, 104, 518, 551 Запас статической устойчивости 348 Защита акустическая 192 Звукоизоляция 141 Зона свободная 617 634 Изоляция акустическая 158, 325 Интерференция эффект 68. 261, 269, 382 403, 509, 516, 5эО, 582 сопротивление 142, 229 230, 413, 414, 551, 552 вязкого потока 550, 553 Интерьер самолета 46, 77, 78, 81 Исследования параметрические 12, 184, 4П, 442 Кабрирование 62, 278, 279, 280, 285 Канал воздушный 491 Каркас 77, 83, 439 500, 503 Касание 388, 394, 426, 427 Киль (см оперение вертикальное): надфюзедяжный 380, 386 Кочсбания типа «голландский шаг» 287, 372, 383 короткопериодическне продольные 358, 359, 360, 361, 362 по рысканию 377 Компенсация: роговая 354 осевая аэродинамическая 346 внутренняя герметичная 353 пружинная 346, 353, 354 Комфорт 74, 79, 80, 83 Контейнер 90, 93. 95, 96, 98, 320 KvxHfl (на борту самолета) 90 326 327 Кресло шасси 400, 401 Кривизна 98, 277, 478, 479. 510, 583 хвостовой части фюзеляжа 98. 104 хвостовою оперения 367 368 крыла 237, 267, 268 273 279 281 533, 592 Кромка передняя 249 278, 279, 340 478, 479, 541 Крутка 201, 237, 248, 269, 277: 280, 482, 534. 59 Кручение 265, 440 Л Линия четверти хорд 261, 481, 502-нулевой подъемной силы 365 478 479, 523 средняя 268, 478 Лонжерон 280 287 288 289 290 500 I Маневренность 263, 360 Метод аналогии с плоской пласти- ной 160, 538 Механизация 153, 237 249, 260, 263, 281, 423, 494, 496 Момент крена 60, 197 260 286, 287, J76 Момент рыскания 61, 373, 374, 378, 598 Момент тангажа 63, 67, 73, 253, 253, 263, 347 515, 516, 521, 582, 583, 584 Момент шарнирный 343, 349, 352, 353, 354, 414 Н Набор высоты с чс-корением 428, 432 угол 421, 422, 626 градиент 166, 172, 176, 181, 280, 423 619, 620 скорость 171, 418, 419, 420 На[рузка- полетная, ограниченная объемом 295, 301 съемная 300 полезная по предварительной опенке 299 \дарная при посадке 301, 326, 386, 439 классификационный номер 22, 399 на конструкцию 31, 427, 428 полезная 75, 164, 250, 300, 327, 421 и диаграмма балансировки 330, 335 эквивалентная одноколесная (ЭОН) 399, 400 Ннзкопдан 39, 46, 47, 227, 518, 551 Нагнетатель 113, 114, 118, 120, 177 Ниша шасси 438, 594 Нормы летной [одностп 13, 26 91 170, 179,297, 304, 417, 420 FAP 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 176 часть 23, 31 Нос опущенный 279, 286, 368, 591 О Обзор из кабины 99, 101, 285 Обслуживание техническое 22 93, 130, 234, 387, 428 Обтекатель 47, 270, 278. 554 Обшивка. коэффициент сопротивления 159, •112, 531, 548 масса конструкции 289, 499 напряжепная'289, 439 Ограничения эксплуатационные 29, 31, 417 Окно 77. 86, 88, 97, 501 Оперение вертикальное 228, 230, 375 376 Оперение i орнзонтальное 60 73, 76, 8G. 237, 345 Оперение хвостовое 60, 61, 73, 74, 347 Опрокидывание 397 Оптимизация 24, 73, 135, 169, 184, 191, 193, 430 Остекление птицестонкое 34 Отбор воздуха 137, 202 211, 323, 420, 605 Отделка 325 Отссь грхзовой 77, 91 Отсос 285, 590 Отрыв самолета 388 394 396, 619 625 потока 249, 251, 413, 415, 592 Охлаждение воздушное 92, 226 сопротивление системы 556, 557 масляное 226, 556, 557 II Перегрузка 19, 95, 171, 183, 247, 306, 351, 418, 425, 495 Псреюродка противопожарная 234, 318 Перри метод расчета 526 Пилон 227, 279 сопротивление 141, 547, 549 Питание аварийное 234 Плаз 266, 278, 490 Планер 66. 75 Плоскость стыковки 145, 424 Плотность самолета удельная 306 Пневматик" площадь контакта 391, 392, 403 крышка 407, 501 нагрчзка на 399, 400 расположение 404, 397, 398, 400, 405 сопротивление обтекателя 555 Поверхность рулевая 315, 348 Поддон 94, 325 Показатель прочности грунта 399 Пол 79, 83 89, 90, 92, 94, 419 Полоса взлетно-посадочная 388 400 403 Порыв гсетра нагрузка oi 247. 280. 417, 418, 495 скорость 249, 251, 417, 418 Посадка при боковом ветре 515 542 545, 546. 551 короткая 20, 79, 86, 89, 137 170 171, 237 Потолок абсолютный 98, 321. практический 172, 199, 419 Поток скос 63, 219, 220 261, 356, 516, 521, 589, 590 потенциальным 270, 518, 531, 576 докритическнй 265, 271, 272 273, 356, 500. 504 сверхзвуковой 262, 263, 264 Правила. воздушной навигации 29 Л\Спл\ата[шок1[ые 26, 31 п ющадсн ^нткомба 78, 219 расположения пассажиров 332, 335 Предкрылок 285, 569, 590, 59], 592 Пробег 621, 622 Производительность самотета 9 19, 245, 430 Профиль аэродинамический 227, 260, 480 хорда 479, 572 геометрия 260, 591 сечение 237, 270, 384, 539 выбор 266 форма 201, 265, 368 серии А 268 тампнарный 76 Профить полета (апатиз) 418, 419 Прочность покрытия ВПП по Ка шфорннй- скоп шкале 399 Размах 230, 262, 307, 481, 512- нагрузка по 165, 237, 242, 281 Размер зерна эквивалентный 558 Раскрутка (заброс оборотов) 172, 179, 619 Распределение подъемноГ! силы по размаху эллиптическое 402 533, 535 550, 587. давления в виде треугольника 272 273 Расход массовый воздуха 606, 608 топлива в крейсерском полете 170, 188. 239, 419 Рег\лятор шага винта 147, 201 211 212, 213 Реверс потока 150 тяги 184, 425 Редуцирование 117, 118, 127 134 138 145, 220 Режим послесрывный 62, 249 Рулежка 225. 229, 394 Pv.,b шарнирный сдвоенный 380 высоты 48, 328, 365. 368 Ручка >прав1ения 249 250 350 351 354, 366 направления 63, 376, 380 Самолет административный 86 акробатический 28, 300 бесхвостка 68, 345 вертикального (укороченного) взлета и посадки 224 грузовой 73, 74, 91, 92, 94, 332 грузопассажирский 79, 331 636 ле!Кий 28, 31, 98, 304, 315, 332 местных линий 17, 86, 133 общего пользования 10, 95, 427 428 се |ьскохозяпствеиный 32, 218 схемы «утка» 66, 68, 345 схемы летающее крыло 66, 67 транспортный 31, 32 тренировочный 75, 227 шнрокофюзеляжнып 76, 83, 86, 89, 40 Сваливание 61, 62, 247, 251, 252, 279 Сервокомпенсатор 346, 352, 37! Cepeopj.ib 353, 354 Сертификация II, 27, 62, 224, 252 274, J00 Сжимаемость 266, 270, 271, 357, 417. сопротивление от 162 278 эффект 162, 211, 246, 270, 357, 416, 510, 518 Сиденье экипажа 77, 81, 97, 320 Скачок уплотнения 164, 229 271 272 273,274,276,413,415 Скольжение 375 376 598 Скорость 165, 237, 249 273, 274 277 278, 407 захода на посадку 22, 183, 426 маршрмная 19, 20, 418, 427 критическая при отказе двигателя 617, 621 крейсерская 76, 77 168 218 239 270, 274, 418, 422, 425 принятия решения 181, 197, 618 619 расчетная предельная 34 88 307 417 мпнпча шная эволютивная 376, 619 млниматьная 178, 247, 417 сваливания 177, 182 минимальная отрыва 596. 599 Слой пограничный 77. 159. 229. 284, 412, 413, 531, 538. 539 Сообщение воздушное 233 Сопло выхлопное 125 127 545 605 607, 608 Способность тепловодная сдельная 605 Средпеплап 39, 46, 518, 551 Спуск 78, 419 Срок службы 22, 130, 138 Срыв глубокип 63 229 252 Стабилизатор 61, 62, 63, 315 316, 365, 371 петьиоповоротный 368 Створка неподвижная 284, 574, 575 Степень сжатия 112 118 268 269 605. 608 суммарная 131 133, 144 146 184, 200, 605 Стоимость эксиллатацип 381 426,427, 429 двигателя ПО 130, 198, 200, 430 топлива 92, 170, 428 Стопка шасси 45, 314, 555 основная 43, 48, 61, 237 315 Стреловидность 163 249 261, 270, 275 276 509 jroi 47, 80, 277, 279, 280, 368, 384, 481 теория простая 275 281 Стрингер (масса) 500 Стр\я за винтом 49, 226, 261, 270 Струя епчная (след) 63 229, 260, 572, 578 сопротивление 412, 413 Сужение (относительное) 262,265,269, 270, 367, 384,481 Тело протпвоскачковое 266 обтекаемое 74. 75, 76 413, 488, 538, 543 шнейпая подъемной силы 412, 533 несхщеп поверхности 412, 512, 533, 534, 579 Толищна' относительная (профиля) 163, 229, 258 258 260 264 265 266 480 Тошпво 73, 118, 298 299 302, 432 »5 418 Торможение 78, 388 426 Тормоз воздушный 287, 419 Точка. расчетная 14 потоженпя глаз 99 нейтральная 61, 331, 347 348. 349, 351, 355, 356, 522 Требования технические 13 17, 38 80 156, 237, 411, 442 конструктивные 261, 301 Триммер 355, 369 Тяга 126, 139 212 355, 547, 605, 608 610 611 612 Ърбина 114, 124 127, 136, 440 Турбокомпрессор 113, 114, 115, 120 Tvp6\ шзатор 279 Увеличение размеров самолета 11 47 75 Хгот атаки 201, 211, 225, 228, 249, 250 252, 395, 485, 57, 589 критический 254, 256, 399, 592 максимальной подъемной силы 254 255, 257, 285 нулевой подъемной силы 268, 479, 485, 509, 514, 571 Угол крена 377, 394, 396 Угол поперечного V 287, 288, 481 Угол рыскания 247 Угот тангажа 285, 391, 395, 396 Угол установки хвостового оперения 46, 479 ^ 1.....сине относительное 63, 66, 67, 154 158 166, 172, 184, 193, 228, 237, 238, 242, 245 249, 261, 262, 263 267, 273, 481, 598 Условия нерасчетные 270, 273, 274 разбаланенровки 368 Уровень напряжений 73, 246 290 299, 305 Усталостная прочность 73, 297 акустическая 61 Установка ситовая вспомогательная 72 197, 234, 235 441 силовая 142, 146, 178, 556, 557. 607 Устойчивость (статическая) продольная 37и. 380 боковая 238, 288. 380, 383 по скорости 148 Уход на второй круг 419, 426 Фактор эффективности (винта) 201, 211. 223, 224, 225 Флаперон 286 580 Флаттер о8, 237, 307, 417 493, 494 фокус аэродинамический 67, 228, 257, 479, 483, 515, 516, 518, 519, 520, 584 ф\гоида 07, 358 )64 фюзеляж с плоскоп нижней частью, 93 с гру мши отсеком п нижней части 47, 48, 78 82 с фоомой сечения «сдвоенный пузырь» 77 78 89, 490 Характеристики В3 1СТНО посадочные 21, 184, 185, 237, 249 419, 426 крейсерские 163. 237, 249 251 416 418 420 посадочные 31 164 183 189, 419, 426 па чалой скорости 175, 249, 252 требования к ним 120 154 165 237 249 Хвост V обоа-цып 61 Т образный 54, 60, 63 Хорта (длина) 227, 266, 478, 479, 481, 514, 540, 579, 586, 590 приращение 285, 572, 574, 575, 576, 583 средняя а^родинамичесьая (САХ) 334, 340, 348, 482, 483 средняя геометрическая (СГХ) 262, 481 средняя стандартная 390, 340, 481 Центр масс определение 304, 330 предельные положения 328 330, 332, 333, 352, 353, 371 расположение 79. 194, 229, 234, 261 смещение 53. 54, 90, 228, 321, 323, 339. 341. 354. 371 Центр давления 260 265, 479. 533 Цикл 129, 130, 200, 606 термодинамический 122, 136, 143 Цилиндр 117, 120, 556 Число М критическое 182, 265, 266. 268, 270, 271. 276, 415 крейсерское расчетное 417 предельное 261. 274, 368, 417 влияние (см енпжаечостп эффект) Число Решюльдса 160. 162 200. 211, 249 252. 279 282, 414. 510, 548 549, 577 Ш Шасси 390, 407, 441, 553, 554, 593 Шероховатость 538, 540. 558 Шимми 400 Шпанго>т 85, 97, 439, 440. масса 504 Шренка метод расчета 512 Штопор 63, 383 384 Шум 22, 23, 78, 130. 136. 142 143, 186, 191 при заходе на посадку 192 от элементов двигателя 61, 111 142, 143 От винта 111, 201. 211 уменьшение 143, 192. 193. 443 нормы на 18, 27, 155 щ Щель 284. 285, 286, 368, 572, 579 Щиток простои 282 283. 284 569 572, 573, 577, 584 Элерон 263, 266, 286 Экипаж 91, 92, 97. 103, 226 Экономичность 78, 84, 270, 443 класс 83 критерии 426 эксплуатации 79, 426 характеристики 300, 426, 443 нормы S0 Энергия обратимая 124, 136, 606 поглощение 401, 404 Эффект d3poynp>rocTii 237, 280, 345, 355, 582 Эффект близости земли 47, 510, 570, 594. 596, 624, 629 Оглавление Предисловие ............................ 5 Предисловие автора ........... .............. 6 Система единиц......................... 8 Глава I Разработка схемы самолета.................. 9 1 1 Введение......................... 9 1 2 Проектирование и разработка самолета............... 10 1 3 Разработка схемы .................... 12 1 3 1 Проработка концепции . ................. 13 1 3 2 Выбор базовой схемы и проработка вариантов ....... 15 133 Разработка базовой схемы ................ 16 1 3 4 Отдел предварительного проектирования ........... 16 1 4 Начальные технические требования . ............. 17 1 4 1 Необходимость в новом типе самолета .......... 18 1 4 2 Вместимость самолета .................... 19 1 4 3 Расчетные крейсерская скорость и дальность ........ 20 144 Характеристики на малых скоростях полета и взлетно-посадочные дистанции ...................... 21 145 Другие требования .................... 22 1 5 Непрерывность и взаимосвязанность этапов проектирования ... 22 1 5 1 Циклически» характер процесса проектирования ........ 22 1 5 2 Поиск оптимальною решения .... . 23 153 Предлагаемая схема предварительного проектирования самолета 24 1 6 Влияние Норм летной годности и эксплуатации самолетов ..... 26 1 6 1 Общие положения ................... 26 162 Нормы летной годности ................. 27 1 6 3 Английские Нормы летной годности BCAR.........., 31 164 Стандарты летной годности................. 32 1 7 Заключение ....................... 35 Глава 2 Проработка общей схемы самолета.............. 36 2 1 Введение . ........................ 36 2 2 Расположение крыла ................... 39 2 2 1 Высокорасположеннос крыло 39 22 2 Среднерасположенное крыло 43 2 2 3 Низкорасположенное крыло . . ........ 45 2 2 4 Влияние расположения крыла па общую схему самолета ... 46 2 3 Размещение двигателе»..................... 48 23 1 Винтовые самолеты .................. 48 232 Реактивные транспортные самолеты . .......... 48 233 Однодвцгатслы[Ь[е дозвуковые реактивные самолеты....... 55 2 4 Схема хвостового оперения.................. 59 2 4 1 Классификация схем хвостового оперения ......... 59 242 Размещение поверхностей Хвостового оперения......... 60 2 5. Схема iujccji................ 2 5.1 Шасси с хвостовым колесом....... 2.5 2 Шасси с передней стойкой..... 2.5 3 Велосипедная схема шасси....... 2 6 Некоторые необычные схемы самолетов .... 2 6 1. Летающее крыло............. . 2 6 2. Бесчвостка................ 2 6 3. Схема «утка»............... Глава 3. Конструкция фюзеляжа......... 3 1. Введение.................. 3 1.1. Назначение и конструктивные требования . . 3 1.2. Сопротивление и оптимизация 3.13. Метод частью 3 2. Фюзеляжи вания внешней формы...... проектирования фюзеляжа с цилиндрической транспортных самолетов м самолетов общего средней пользо- 3.2.1. Комфорт и плотность полезной нагрузки . . . 3 2.2 Конструкция кабины 3-2.1. Комфорт и плотность полезной 3 2.2 Конструкция кабины.................. 3-2 3. Пассажирские сиденья.................. 3 2.4. Аварийные выходы, двери и окна........... 3 2 5. Грозовые отсеки .................. 3.2 6 Сервисные помещения.................. 3.3 Фюзеляж грузовых самолетов............... 3 3.1. Гражданский грузовом самолет............. 3 3.2. Плотность полезно^ нагрузки и объем грузового отсека 3.3 3. Системы загр^ки .................. 334 Грузовые двери..................... 3 4 Кабина экипажа..................... 3.4.1. Размещение сидений экипажа н органов управления . . 3 4.2 Обзор из кабины..................... 3.4.3. Размеры и компоновка кабины экипажа......... 3 4 4. Аварийные выходы для экипажа............ 3 5 Несколько замечаний по внешней форме фюзеляжа .... 3 5.1. Фюзеляжи с цилиндрической средней частью . 3 5 2. Фюзеляжи для небольшой полезной Фюзеляжи с цилиндрический средней частью . . . 3 5 2- Фюзеляжи для небольшой полезной нагрузки . . Глава 4. Двигатели для дозвуковых самолетов...... 4.1. Общее сравнение типов двигателей.............. 4 2. Современные поршневые двигатели............. 4 2.1. Некоторые .характеристики четырехтактного двигате 4.2.2 Конструкция двигателя и ее влияние на летные х. 4.2.3- Классификация по расположению цилиндрО! 4.9 4 Пиичтпвтичо ч ротативные двигатели . . . для дозвуковых са- теля...... :арактеристики 4.2 4. Двухтактные i 4.3. Основные свойства газотурбинных двигателей молетов ............................. 4.3.1. Газогенератор......................... 4.3.2. Движитель (тяговое устройство)................ 4.3 3. Реактивный двигатель..................... 4.3 4. Турбовентиляторный двигатель................. 4 3.5 Турбовинтовой двигатель (ТБД)................ 4 3 6. Общий КПД, удельный расход топлива и удельная тяга (мощность) 4 3 7- Анализ "цикла двигателя.................... 4.4 Выбор турбореактивного двигателя................. 4 4-1. Суммарная степень сжатия................... 4 4 2- Температура на входе турбины................. 4 4.3- Степень двухконтурности................... 4.4 4. Шум двигателя......................... 4 4 5. Итоги и прогноз на будущее 4 4 6. Характеристики двигателей в нестандартных атмосферных усло- виях............................. 144 4.5 Выбор турбовинтового двигателя.................. 145 4.5.1. Характеристики двигателей.................. 145 4.5.2. Масса п внешнее сопротивление................. 150 4.5.3. Компоновка ТВД................ 150 Глава 5 Оценка характеристик самолета................ 152 5.1. Введение.......................... 154_ 5 2- Предварительная оценка массы.................. 15э 52.1. Поэтапная оценка массы.................... 155 5 2 2 Примеры приближенной оценки массы............. 155 5.3- Приближенная оценка сопротивления самолета........... 157 5.3.1 Составляющие сопротивления.................. 157 5 3.2 Метод оценки сопротивления па малых скоростях....... 159 5 3.3 Учет сжимаемости воздуха................... 163 5.3.4 Пересчет поляры по характеристикам самолетов...... 163 5.3.5. Сопротивление при взлете и посадке............... 164 5.4- Оценка технических требований................... 165 5.4.1. Характеристики на больших скоростях............. 166 5 4.2. Дальность полета........................ 168 5.4.3. Набор высоты........................ 171 5 4.4 Скорость сваливания и минимальная скорость....... 178 5.4.5. Взлет............................. 179 5 4.6. Посадка........................... 183 5 5 Оптимизация параметров самолета................. 185 5 3 1. Цель параметрических исследований.............. 185 5.5.2 Основные правила....................... 186 5 5 3. Определение размеров ьрыла пассажирского самолета большой дальности........................... 187 5 5 4. Диаграммы удельной пагр>зки на крыло и тяговооруженности 189 55 5 Оптимизация по критерию прямых эксплуатационных расходов 191 5.5.6 Проблемы шума на местности................. 194 Глава 6. Выбор двигателя, винта и размещение силовой установки . . 196 6.1. Введение............................ 197 6 2- Выбор числа и типа двигателей.................. 197 6 2 1 Факторы, влияющие на установку двигателя.......... 197 6 2.2. Отказ двигателя........................ 199 6 2.3. Изменение массы и характеристик двигателя.......... 200 6 2.4 Выбор типа двигателя..................... 201 6 3 Характеристики, выбор и установка винтов............ 212 63 1. Общие положения........................ 212 6.3.2. Показатели п диаграммы винта................. 212 63.3. Управление шагом винта.................... 216 6.3-4. Геометрия винта........................ 220 6 4- Установка двигателей с винтами.................. 225 6.4.1. Размещение винтов...................... 225 6-4.2 Установка двигателей с тянущими винтами в носовой части фюзеляжа.......................... 225 6-4.3. Установка двигателей с тянущими винтами на крыле..... 226 6 5 Установка турбореактивных двигателей............... 226 6 5 1 Общие требования....................... 226 6 52 Расположение двигателей в хвостовой части фюзеляжа .... 228 6 5 3. Установка двигателей на крыле................. 229 6 6 Дополнительные вопросы, связанные с силовой установкой .... 230 6 6.1. Реверс тягн........................... 230 6.6.2. Вспомогательная силовая установка (ВСУ).......... 233 Глава 7. Проектирование крыла.................... 235 7 1 Введение и общие конструктивные требования.......... 2,37 7 2. Площадь крыла . . 7.2.1. Удельная нагрузка ловнй ........ 7 2.2. Пределы по нагрузке н. 7 3. Некоторые вопросы сваливания на малых скоростях 7.3.1. Требования по управляемости при сваливании и предупреждению сваливания. 7.3 2. Обеспечение приемлемых характеристик по сваливанию. 7.3.3. Срывные качества аэродинамического профиля. 7 3.4. Возникновение срыва по размаху. 7.4. Проектирование крыла для малоскоростных дозвуковых самолётов 7.4.1. Форма крыла в плане 7.4 2. Относительное удлинение ............. 74 3 Относительная толшина крыла................. 7.4 4 Сужение крыла........................ 7 4 5. Выбор профиля....................... 7.4.6. Срывпые характеристики и крутка крыла............ 7.5. Конструкция крыла для скоростного дозвукового самолета . . . . 7.5.1 Профили для больших дозвуковых скоростей.......... 7.5.2. Конструкция крыла скоростного самолета..... 7R.4 И—*—- г _, _......г«.,.ц tniOpOl . Проблемы малых скорости 7.5.4 Выбор формы в плане . . 7.6 Механизация и управление . . 76 1 Основные положения......... 7.6 2 Закрылки.............. 7.6 3 Механизация передней кромки .... 7.6.4 Рулевые поверхности......... 7.7. Поперечное V и угол установки крыла . . 7.7.1. Угол поперечного V......... 7.7.2 Угол упацовки крыла........ 7 8. Конструкция крыла..... лета для крыльев скоростных Конструкция Kj 7.8.J. Типы конструкции крыла......... 7.8.2. Констр>ктивная схема в плане...... Глава 8. Масса и балансировка самолета..... 8.1 Введение Важность задачи снижения массы . 8 2 Разбивка массы п ограничения по массе . . 8 2 1 Разбивка 8 2 1 Разбивка массы.................. 822 Массовые ограничения и возможности......... 8 2 3 Экспл>атацпонпая масса и диаграммы полезной нагру 8 2 4. Выбор ограничении по массе.................. 1>атаципниая 8 2 4. Выбор ограничении 8 3. Метод расчета массы пустого самолета . 8 4 Данные и методы по оценке массы..... 8 4.1 Конструкция планера ......... 842 Группа силовой установки....... 8 4 3 Оборудование и системы....... 8.4 4. Располагаемая нагрузка и пол 8 5 Центровка.............. 85 1. Диаграмма загрузки и балансировки 8 5 2. Варианты загрузки и ограничения . 8 5 3. Влияние обтей — и полетная масса риаиты загрузки и 8 5 3. Влияние общей схемы и компоновки самолета 854 Метод расчета балансировки самолета .... Предвар Глава 9 Предварительное проектирование хвостового оперения 91 Введение к вопросам проектирования хвостового оперения, управления и стабилизации. Продольная статическая устойчивость с фиксированной ручкой управления и нейтральная центровка 347 9 2 2. Статическая устойчивость ii нейтральная центровка с освобожденным управлением, градиент усилий на ручке ......... 349 9 2 3. Нейтральная центровка по перегрузке при фиксированном и освобожденном управлении и расход усилий на ручке управления при маневре.......................... 351 9 2.4. П>ти уменьшения нагрузок, преодолеваемых летчиком при управлении самолетом...................... 353 925 Влияние сжимаемости воздуха и силовой установки...... 357 9 3 Некоторые аспекты динамики поведения самолета......... 358 9 3.1. Характеристики копоткопериодического колебательного двнже- ш,я............................. 358 9 3 2. Критерии приемлемости .характеристик короткопериодических колебании.......................... 359 9 33 Упрощенный критерий для определения размеров ГО...... 362 9 3 4. Длшшоперподические колебания................. 363 9.4. Продольная управляемость на малых скоростях........... 364 94 1 Эффективность продольного управления, необходимая при сваливании........... 364 9.4.2 Эффективность продольного управления, необходимая для отрыва носового колеса при взлете н для режима выравнивания самолета при посадке.................. 365 9 4.3. Режимы разбалансировкн.................... 366 9.5 Предварительное проектирование ГО................ 367 9.5.1. Форма и конфигурация ГО................... 367 9 5.2. Метод проектирования..................... 368 9.6. Проектирование вертикального оперения ............... 373 9.6 1 Управляемость после отказа двигателя на многодвигательном самолете............................ 374 9 62 Боьовая устойчивость..................... 380 9.6 3. Посадка при боковом ветре................... 381 964 Штопор........................... 382 9 6 5. Предварительное проектирование вертикального оперения 382 Глава 10. Схема шасси........................ 384 10 1 Введение............................ 385 10 2. Приведение шасси в соответствие с прочностью покрытия аэродрома ............................ 386 10 2.1. Классификация ВПП.................... 386 10 2 2 Эквивалентная Одноколесная нагрузка (ЭОН)........ 387 10 2.3. Многоколесная схема шасси.................. 390 10 3. Размещение колес........................ 391 10.3 I. Углы тангажа и крена при взлете и посадке......... 391 10 3.2. Устойчивость при касании и рулежке для трехопоркой схемы шасси........................... 394 10.3.3. Высота, колея и база трехопорного шасси.......... 396 10.3.4. Трехопорное шасси с хвостовой опорой........... 397 Ю 4 Тип, размеры и рабочее давление ппевматиков.......... 399 10.4.1. Пневматики основных стоек................'. . 400 10 4.2 Пневматики передней стойки.................. 401 10.4 3 Давление в пневматиках................... 402 10 5 Геометрия стоек и схемы уборки шасси.............. 403 10.5.1. Поглощение энергии при касании................ 10.5.2. Размеры шасси....................... 404 10.5 3 Уборка шасси........................ 403 Глава 11. Анализ аэродинамических и эксплуатационных характеристик самолета............................... 408 111. Введение............................ 409 11.2 Терминология, относящаяся к определению сопротивления..... 410 11.2.1. Сопротивление давления и трения............... 410 112 2. Сопротивление следа, вихревое и волновое сопротивления . . 411 112 3 Сопротивление формы, профильное и индуктивное сопротивления ............................. 412 112 4 Сопротивление при нулевой подъемной силе и вызванное подъемной силой .................. 112 5 Расчет сопротивления .................. 1126 Гела с внутренним протоком ................ 11 3 Определение аэродинамических характеристик........... 113 1 Влияние числа Рейнольдса ................. 1132 Влияние числа М...................... 1133 Поляры для малых скоростей полета............ 11 4 Область режимов полета .................... 11 5 Анализ профиля полета и диаграммы «полезная нагрузка — дальность» 115 1 Эксплуатационная скорость набора высоты.....,..... 1152 Крейсерские характеристики................. 11 5 3 Снижение ...................... ] 1 5 4 Диаграмма «полезная нагрузка — дальность» и маршрутное время ......................... 11 6 Характеристики набора высоты ............... 116 1 Максимальная скороподъемность, время набора высоты и по-толка 1162 Набор высоты при взлете и при посадке.......... 11 7 Взлетно-посадочные характеристики ............ 117 1 Взлетная дистанция ... ............... 1172 Посадочная дистанция .................. 118 Некоторые вопросы экономики.................. 118 1 Критерии экономичности ................. 1182 Оценка ПЭР при предварительном проектировании...... Глава 12 Оценка и оформление предварительного проекта....... 12 1 Офор\пе]]не проекта . ................... 12 2 Геометрия самолета и конструктивная схема .......... 12 3 Чертежи общих видов.................. 12 4 За к точение.......... . - Список литературы ...... Приложение \ Геометрические профи чей .............. А 1 Общие сведения ............ А 2 Профиль крыла . ............ \2 1 Геометрические характеристики .... А 22 Аэродинамические параметры профиля . , А 23 Номенклатура профилей NACA . А 3 Крыло ................ A3 1 Форма в плане .......... \32 Установка и кр\тка крыла....... А 33 Аэродинамические параметры..... Список литературы ............. Приложение В Расчет периметров, площадей ц < чений н тел ......................... В 1 Фюзеляж ......................... В 1 1 Общий метод ..................... В 1 2 Метод быстрого расчета для тел вращения...... . В 2 Крыло и оперение ..................... ВЗ Объем топливных баков . ................ В 4 Гондолы чвнгателей и воздушные каналы .......... Список литературы ........ .............. При тоже и не С Предварительный расчет массы конструкции крыла С 1 Введение ....................... С 2 Масса основной конструкции крыла ............. СЗ Механиоцня, гасители подъемной силы и воздушные тормоза . . . С 4 Масса группы крыла....................... Список литературы ........................ Приложение D Метод расчета массы конструкции фюзеляжа .... D 1 Методы расчета ......................... D2 Потная масса оболочки..................... D2 1 Полная масса обшивки ................. D22 Полная масса стрингеров л лонжеронов............ D23 Полная масса каркаса ................... D 3 Масса модифицированной оболочки ............... D 3 1 Масса вырезаемого материала ................ D32 Двери люки, окна и крышки .............. D 4 Полы ............................ D 4 1 Полы пассажирской кабины и грузового отсека........ D 4 2 Другие типы полов ...................... D5 Герметичные перегородки и шпангоуты . . ........... D 5 1 Герметичные шпангоуты ................... D 5 2 Нити для шасси .................. D 6 Поддерживающая конструкция.................. D 6 1 Стыковка крыла с фюзеляжем................ D62 Узлы установки двигателей ................ D63 Другие виды узлов....................... D 7 Дополнительные источники массы ................ Список литературы...................... . Приложение Е Методы расчета подъемно» силы и момента тангажа самолета в крейсерской конфигурации.................. Е1 Облает ]3 применения метода ................... Е 2 Составляющие подъемной силы.................. Е 3 Несущие свойства профилей ................... Е 3 1 Угол нулевой подъемной силы ................ Е32 Наклон кривой подъемной силы................ Е 3 3 Максимум подъемной силы ................. Е 4 Подъемная сила крыла и ее распределение........... Е 4 1 Наклон кривой подъемной силы ............... Е42 Распределение подъемной силы по разча.ху........... Е43 Угол нулевой подъемной силы............... Е 4 4 Максимальная подъемная сила ................ Е5 Момент тангажа от крыла.................... Е 5 1 Аэродинамический фокус .................. Е52 Коэффициент момента тангажа (шгаф)кр............ Е 6 Влияние интерференции крыла н фюзеляжа на подъемную силу . . Е7 Момент тангажа системы крыло — фюзеляж............ Е 7 1 Аэродинамический фокус ................. Е72 Коэффициент момента (m:^)Kpt.............. Е8 Состанчяющие от гондолы двигателей и винта ......... Е9 Подъемная сила самолета в целом . .............. Е 9 1 Подъемная сила горизонтального оперения........ Е 9 2 Суммарная подъемная сила сбалансированного самолета . . . Е93 У гот установки системы крыло — фюзеляж........ Е9 4 Кривая подъемной силы сбалансированного самолета..... ЕЮ Момент тлчажа самолета и нейтральная точка (при фиксированной ручке управления) Е 10 1 Положение центральной точки при фиксированной ручке управления ......... ЕЮ 2 Угол установки стабилизатора ............. Е 10 3 Кривая момента тангажа ............... Список литературы ......................... Приложение F Оценка поляры сопротивления самолета на докрити- чеекп1 скопо-^яч в крейсерской конфигурации ......... F 1 Составляющие сопротивления.................... F2 Основные составляющие вихревого индуктивного сопротивления . , 532 F2 1 Плоские крылья без кратки.................. 532 F22 Сопротивление от кратки крыла................ 535 F2 3 Вчияние закопцовок крыла на индуктивное сопротивление . . . 536 F 2 4 Индуктивное сопротивление от подъемной силы фюзеляжа . , 536 F2 5 Составляющая от гондол двигателей............. .537 F26 Составляющая от горизонтального оперения.......... 537 F3 Профильное сопротивление гладких изолированных частей самолета 537 F 3 1 Аналогия с плоской пластиной................ 537 F 3 2 Профили крыла........................ 539 F33 Крыло ........................ 541 F3 4 Фюзеляжи и хвостовые балки................. 542 Г 3 5 Гондолы двигателей .................... 547 F.3 6 Профильное сопротивление лвостового оперения........ 549 Г 4 Поправки па интерференцию в докритнческом потоке....... 550 F 4 1 Поправки па площадь омываемой поверхности......... 550 F42 Интерференция крыла и фюзеляжа............. 550 F 4 3 Гондола двигателя/планер.................. 552 F 4 4 Интерференция хвостового оперения с планером....... 553 F5 Выступающие элементы и несовершенство поверхности....... 553 F 5 I Не^бираюшееся шасси.................... 553 Г5 2 Фонари и лобовые стекла.................... 553 F53 Обтекатели колес н блистеры 556 Г5 4 Внешние топливные баки.................... 557 Г 55 Обтекаемые подкосы...................... 557 F 5 6 Сопротивление силовой установки .............. 557 F5 7 Наросты, нарушения гладкости, выступы ........... 559 Список литераторы........................... 562 Приложение G Методы расчета подъемной силы и сопротивления самолета с выпущенной механизацией на малых скоростях...... 568 G 1 Ввеление ........................ 570 G2 Влияние отклонения закрылка на подъемную силу профиля . ... 571 G2 1 Общие вопросы ...................... 571 G2 2 Приращение подъемной силы при нулевом угле атаки..... 571 G2 3 Максимальный коэффициент подъемной силы.......... 577 G2 4 Наклон кривой подъемной силы............... 579 G 3 Подъемная сила самолета с выпущенными закрылками...... 580 G 3 1 Подъемная силы крыла ................. 580 G32 Влияние различных составляющих ............ 582 G 3 3 Составляющая от горизонтальною оперения.......... 583 G4 Расчет поляры сопротивления для малых скоростей ,....... 585 G 4 I Профильное сопротивление................. 586 G42 Индуктивное сопротивление .................. 588 G4 3 Балансировочное сопротивление................. 589 G 5 Механизация передней кромки ................ 590 G5 1 Сечения крыла с простыми щитками по передней кромке . . . 590 G52 Сечения с предкрылками и щитками Крюгера......... 591 G53 Подъемная сила крыла с механизацией передней кромки . . . 592 G5 4 Сопротивление крыла с механизацией передней кромки .... 592 G6 Сопротивление >бирающегося шасси.............. 593 G7 В-шянне земли ...................... 594 G7 I Влияние земли па подъемною силу ............. 594 G72 Влияние близости земли на сопротивление ......... 597 G 8 Сопротивление, вызванное отказом двигателя.......... 597 G 8 1 Сопротивление азторотирующего двигателя .......... 597 G82 Сопротивление винта.................. 598 G 83 Сопротивление, вызванное асимметричными >словиями помета 598 Список литературы ......................... G00 Приложение И Методика расчета характеристик турбореактивных' двигателей на этапе проектирования ................. 604 11 1 Область применения методики.................. Н2 Газогенератор .......................... 113 Удельные .характеристики ТРД................. Н4 Удельные характеристики ТРДД............. 115 Градиент падения тяги, площади воздухозаборника и соплового аппарата ТРД и ТРДД..................... Нб Удельные характеристики ТВД ................. Н 7 КПД цикла и потери давления .............. Список литературы ..............„' ' Приложение J Основные данные международной стандартной атмо- сферы ............................ Приложение К Расчет взлетной дистанции для транспортных само- летов .......................... К 1 Основные определения и понятия................. К2 Номенклатура скоростей - . . ............ КЗ Методика расчета потребной длины ШШ к К 4 Различные методы и данные для анализа взлетных характеристик К,4 1 разбег с момента страгнвания до Vn-t....... К, 4 2 Участок разгона от Vn-\ до Уп_ет............... К 4 3 Участок отрыва передней стоики............... К 44 Первый этап взлета (воздушный).............. К45 Дистанция аварийного торможения............... Список литературы .......................... Указатель ...............................


Для получения паролей на архивы книг и др. материалов обращаться:
vokb-la@yandex.ru
По вопросам обмена материалами обращаться:
elected_kb@mail.ru

Обсудить литературу на форуме...

Здесь может быть Ваша реклама!

реклама:

реклама!

cтатистика:






ВОКБ ЛА "Кукушка" | о нас | магазин | гостевая | форум | библиотека | рассылка | авиа симуляторы
soft | рефераты | фото галерея | архив | реклама | контакты | ссылки
авиация | конструкции | компоновка | проектирование | двигатели | приборы | материаловедение | лётные испытания